Posted 24 декабря 2016,, 08:45

Published 24 декабря 2016,, 08:45

Modified 2 марта 2023,, 14:35

Updated 2 марта 2023,, 14:35

Самое яркое интервью! Properm.ru встретился с художником Максом Черным

Самое яркое интервью! Properm.ru встретился с художником Максом Черным

24 декабря 2016, 08:45
Дмитрий Загуменнов
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Как живут художники в Перми, что представители современного искусства думают о Гладневе и как дети учатся выражать эмоции через краски. Подробнее обо всем в материале Properm.ru.

Сегодня мы решили познакомить вас с интересным пермяком. Художником, танцором и экспериментатором — Максом Черным, работы которого на улицах города видел каждый гость и житель Перми. Чтобы не выпадать из творческой атмосферы, мы встретились с Максимом на площадке, где он воплощает в жизнь очередной проект.

— Несмотря на то, что вопрос банальный, я должен его задать. Скажи, с чего все началось?

Началось все с танцев. Десять лет назад я начал танцевать брейк в 99PRO (Сейчас Funky Family) и там узнал, что такое хип-хоп культура. Спустя год решил попробовать себя в граффити, познакомился с пермским художником Scorpy, он меня вдохновил, и с тех пор я рисую.

— Почему «черный»?

Потому, что я так придумал, а потом уже начал размышлять. Лично для меня черный цвет это что-то бесконечное и всеобъемлющее и всеохватывающее. Мой подход к творчеству с разных сторон, как к эксперименту, очень подходит к этой концепции. Я не привязываю себя к какой-то определенной теме, просто делаю как чувствую, и этим вдохновляю себя и, возможно, других людей.

— Можешь ли ты сказать что твое нынешнее творчество это тоже граффити, или все-таки что-то другое?

Конечно, это уже далеко не граффити. Я называю это интуитивной живописью. Раньше я часто рисовал на улицах, около шести лет этим занимался, но теперь мне больше нравится рисовать дома на холстах, в более спокойной обстановке. Летом я выхожу рисовать на улице редко, четыре или пять раз, в основном в сезон я делаю коммерческие заказы и смешиваю их со своим стилем, так, чтобы и я порисовал в кайф и заказчику понравилось. Прошлым летом, например, сделали с товарищем прикольную «темку» у парка им. Горького. Мне вообще в последнее время очень нравится работать с градиентами.

— Где в Перми можно увидеть твои работы, много ли их в городе?

— Думаю, если заходить в неприметные места, то их можно увидеть достаточно много. Пару лет назад у меня была такая тема, я рисовал в необычных спокойных местах в центре города, чтобы можно было долго постоять и порисовать. Конечно, было время когда я бегал по городу и красил в разных местах, мы с парнями назвали этот эксперимент «экспрессией на грани оргазма», это было связано с брызгами краски и подтеками. Хорошо, что нас не поймали.

— Интересуются ли люди твоими работами, хотят купить?

— Работы покупали, когда я их продавал, сейчас я этого не хочу. Они слишком дороги для меня, я вкладываю в них очень много своих эмоций. Когда вопрос касается денег, и кто-то хочет купить мои картины, то я обычно очень ценю их, и не хотел бы их продавать за 10–20 тысяч. Последнюю свою работы я продал в 2014 году за 15 тыс. рублей. Некоторые я просто дарю друзьям и близким. Каждая моя картина это экспрессия, чувства и ощущения которые выражаются в композиции, форме и динамике. Кто-то это видит и понимает, а кто-то нет, все просто.

— Как к твоему выбору относятся родственники, что думает мама?

— Я всю жизнь стремился к самостоятельности и когда к ней пришел, то перестал слушать чужие мнения, но маме нравится. Одна из моих самых любимых работ, которые я никогда не продам, висит у мамы дома. Вторую подобную работу я подарил своему другу, который совсем скоро улетает жить и работать в Калифорнию.

— Какими проектами ты еще занимаешь, участвуешь в фестивалях?

— Мероприятий много разных. Когда был день города танцевал на «Все стили в силе», во время «Белых ночей» тоже очень много движух проходило. В «Калейдоскопе» тоже принимал участие, делали совместный проект с «Домом грузчика». В парке Горького есть сквер любви, мы построили там с ребятами из дерева полусферу, танцпол и большую стенку. Там мы проводили разные мастер-классы. Лично у меня там был представлен проект-эксперимент «Йога по-черному», на котором я показывал как некоторые элементы йоги применять в танце, например, спокойный подход к растяжке. В построенной нами сфере мы каждый день проводили музыкальные ивенты, там выступали пермские электронные музыканты.

Интересный опыт был когда мы засели с художниками в пермской «Арт-резиденции». Делали там много выставок, перфомансов. Потом сделали с ребятами «Дом грузчика», это некая лаборатория современного исскуства, где находится галерея и мастерская, там постоянно что-то происходит, люди экспериментируют в творчестве.

— Как живется художнику в Перми, в бытовом и материальном плане?

— Я не скажу что живется плохо. Бывают напряженные ситуации с деньгами, как и у многих в нашем городе, лично у меня это связано с межсезоньем, когда нет заказов. Раньше такие ситуации были чаще, сейчас стало как-то проще. В любом случае, всегда есть какие-то возможности где ты можешь подзаработать при острой необходимости, но работать с девяти до шести, это не мое. Меня вполне устраивает тот минимум который я зарабатываю. Мне хватает, чтобы поесть, заплатить за квартиру и порисовать в свое удовольствие. Редко бывает такое, что я прям «жопу рву» ради денег. Такие ситуации случаются только летом, когда в сезон столько разных интересных проектов, что реально некогда присесть и отдохнуть.

— Как изменилась культурная повестка Перми с приходом Гладнева?

— Гладнев и Гельман это как черное и белое. Сейчас Пермь стала какой-то консервативной дырой в плане культуры. У людей стал пропадать вкус, все какое-то слишком приземленное. Слишком мало движения, а когда движения нет, все начинает закисать. При Гельмане было как-то «праздней», проходили мероприятия абсолютно разного направления. Например, в Перми стало появляться много дизайнеров, в том числе приезжих, которые задали некий тренд для всех остальных. Появилась идея о создании единого стиля и бренда для города, о чем раньше здесь никто не задумывался. Считаю, что он мыслил более масштабно, но увы не дотянул.

— Чего не хватает в Перми лично тебе?

— Пространства для уличного искусства, например, как в Питере. Там есть музей стрит-арта, это работающая фабрика, в которой художникам постоянно предлагают создать какие-то арт-объекты. Перми этого реально не хватает, в крупных развитых городах уже давно признали уличное искусство и выделили площади для его развития. У нас в этом плане пока не торопятся, поэтому в городе сильнее развивается именно граффити, а не стрит-арт. Конечно, когда-нибудь такой объект все-таки появится, только все художники уже уедут отсюда.

"