Posted 29 декабря 2016,, 07:18

Published 29 декабря 2016,, 07:18

Modified 2 марта 2023,, 14:35

Updated 2 марта 2023,, 14:35

«Главное, чтобы нам не мешали». Интервью с Борисом Мильграмом

29 декабря 2016, 07:18
Дмитрий Загуменнов
Об итогах года и планах на будущее, оскорблении чувств верующих, Pussy Riot и перезагрузке в краевом правительстве.

В уходящем 2016 году Пермский академический Театр-Театр не раз становился объектом внимания общественности и СМИ. В каких-то случаях это были хорошие новости — номинирование на «Золотую маску», в других, связанные со скандалами и спорами с региональным Министерством культуры. Чтобы не строить догадки о том, каким на самом деле прошедший год был для театра, мы встретились с его художественным руководителем Борисом Мильграмом.

— Каким был уходящий год для театра?

— У нас был очень хороший год, удачный год. К счастью, у нас все движется в гору. Мы выпустили ряд спектаклей, которые пользуются повышенным интересом у публики, один спектакль был номинирован на «Золотую маску». Всегда есть какие-то проекты, один другого интересней. В этом году нами был реализован проект, который вылился в спектакль-кастинг, из которого мы набрали группы стажеров, молодых артистов из разных городов страны, которые только закончили театральные институты. Вместе с последним курсом нашего института культуры у нас получилась достаточно большая молодая и перспективная труппа. Формируется будущее театра. Сейчас мы так густо работаем, что буквально не выходим из театра, но это нас не печалит, а наоборот радует.


— Что запланировали на будущее, чего ждать пермякам и поклонникам театра в 2017 году?

— Впереди много планов, надежд, упований. Во-первых у нас год начинается с премьеры, в конце январе мы покажем «Калигулу» по пьесе Альбера Камю. Затем у нас начнутся большие разъезды, мы тремя спектаклями представлены на «Золотой маске». В конце февраля мы будем играть «Догвиль» в центре Мейерхольда в Москве в рамках «Маски Плюс». Потом, в марте, мы играем «Сказку о царе Салтане» на «Детском Weekend' e». После, в начале апреля, мы будем играть уже конкурсный спектакль «На всякого мудреца довольно простоты».

Новый спектакль «Три из десяти заповедей», который был выпущен в этом году со стажерами, приглашен в Санкт-Петербург на фестиваль «Прорыв». Кроме того, «Сказка о царе Салтане» приглашена во второй половине апреля на фестиваль «Арлекин», это некая национальная премия среди детских спектаклей. Также «сказка» поедет в Новокуйбышевск, еще мы ждем приглашение на фестиваль в Москву на конкурс студенческих спектаклей «Твой шанс», в этом спектакле у нас играют студенты четвертого курса.

Сразу после премьеры «Калигулы», в феврале, на «Сцене-Молот» покажем спектакль «Сара Бернар», который ставит удивительной красоты француженка Жульет Дешан. Уже известно, что он будет представлен в июне во Франции.

Так что у нас ожидается достаточно бурная и большая разъездная жизнь. Впереди еще больше, чем позади. Мы с «благостью» в сердце идем из этого года в следующий.

— В СМИ сейчас активно обсуждается тема смены чиновников в правительстве Пермского края. Что вы, как человек занимавший ранее должность вице-премьера, думаете об этом обновлении? Что это, приказ сверху, подготовка к выборам или необходимая с течением времени мера?

— Любая система сначала формируется, затем развивается и доходит до определенной точки. В самой модели управления нет идеальных систем, поэтому желание менять и меняться — это всегда позитивное желание.

На моем веку, когда я был в правительстве, такое произошло. За восемь лет на посту губернатора Олег Чиркунов дважды сделал такое обновление, условно говоря раз в четыре года, один раз при мне. Думаю, что факторов для этого может быть много, но для того, чтобы двигаться дальше, нужно сделать какое-то изменение, создать новые возможности, условия. Всегда ли это приводит к улучшению результатов, наверное, не всегда. Жизнь, она и есть жизнь. Но само желание менять, наверное, оно хорошее.

— Чего вы ожидаете от изменений в правительстве и министерстве культуры?

— Знаете, за вторую половину года, я научил себя не ждать перемен ни в лучшую, ни в худшую сторону. Я понимаю, что делаю, и мне кажется, что мое понимание разделяется публикой, которая приходит в театр. Наш театр находится в хорошем состоянии, он как ледокол идет вперед, я считаю это самой большой ценностью. Будут или нет перемены, все равно. Нужно, чтобы ледокол шел, независимо от того, что будет происходить вне театра.

Нам хорошо. Если изменится отношение министерства к театру, нам может стать лучше, а может и хуже, если будут еще больше на нас наседать и мешать работать. Главное, чтобы нам не мешали, остальное мы понимаем как делать. Поэтому я не думаю об этом, как будет, так будет. Это не то, что я выбираю, это будет дано. Нужно учиться сосуществовать в любой ситуации.

Мне кажется, что театр отлично понимает, что он делает и в состоянии это объяснить, сказать и отстоять то, что на сегодняшний день театром сделано и завоевано.

— Каким вы видите идеального человека на должности главы краевого Минкульта?

— Мне сложно об этом говорить. Я раньше сам возглавлял это министерство, но возглавлял совершенно в другой парадигме, которая мне казалась правильной. Сейчас другой период у страны, и на этих местах должны быть чиновники, которые в состоянии отрегулировать жизнь учреждений, а не менеджеры, занимающиеся организацией проектов.

Хотя я был в этой среде, но сам чиновником не стал. Мне кажется, что здесь есть какой-то компромисс между возможным и ценным. Для этого должна быть выработана какая то система ценностей, ведь чиновник не всегда в состоянии ее определить.


— Вы отметили успехи вашего театра, а как вы оцениваете в целом театральную Пермь?

— У нас очень сильные театры, и не только в Перми, но и в крае. Не бывает же так, что один театр хороший в регионе, а остальные плохие, все равно это распространяется волной. Если везде профессионалы, то это чувствуется на всем театральном пространстве. Каждый пермский театр занимает свою нишу, имеет своих зрителей и, на мой взгляд, это хорошо.

— В последний год конфликты на фоне оскорбления чувств верующих стали возникать в разных уголках России, под эту волну попал в том числе и ваш театр. Как вы оцениваете эту ситуацию, что это, новый тренд?

— Просто из людей выходит какая-то агрессия, которая давно в них сидела, просто она подавлялась. При этом, те кто пишут доносы, как в нашем случае, не смотрят спектакли. Их доводы основаны на том, что кто-то написал мракобесную статью. Люди оскорбились на чужие оценочные суждения.

Возможно это связано с тем, что ввели статью уголовной ответственности, которая появилась после выступления Pussy Riot. Это было элементарное хулиганство из которого сделали большую проблему на весь мир. Люди стали писать заявления в полицию, а органы ведь должны по каждой бумажке «бегать» и проверять. Мне кажется, что у правоохранительных органов достаточно много дел, в нашей стране и за ее пределами, которыми надо заниматься, я уж не говорю про терроризм.

Мне кажется, что сейчас власть сама не понимает, как эти моменты отрегулировать. Ну написали люди заявление, оно не подтвердилось, затем они пошли и облили мочой выставку, завтра подожгут, а послезавтра прибьют художника гвоздями к стенке. Сейчас поговаривают о том, чтобы разработать закон, который будет ограничивать верующих в проявлении их агрессии. Дальше будет закон на законе, и от этого жизнь станет еще более туманной, потому что изначально был сделан какой-то очень неправильный жест. Как-то озлобившись, обидевшись на этих Pussy Riot, вытащили недовольных людей, которые всегда были и будут недовольны, и дали им возможность собирать свою агрессию и выплескивать в определенную точку.

Если тебя что-то задевает или есть какие-то сомнения, то не ходи. Вот и все. Мало ли, что меня задевает, мне может грязь не нравится или снег на улице, он меня оскорбляет, я родился на юге. Абсолютно все можно довести до абсурда. Это уже настолько очевидно и понятно, что это надо прекращать, иначе мы станем персонажами Михаила Жванецкого.


— Театральные критики назвали Константина Райкина человеком года, среди претендентов на это звание был и Теодор Курентизс. Как вы думаете кто из них более достоин?

— Оба они достойные люди, настоящие художники. Я очень рад, что эти фамилии находятся в этом списке. Тот факт, что Константин Аркадьевич оказался человеком года за его выступление на съезде Союза театральных деятелей говорит о том, что наша театральная корпоративная общественность оказалось очень сильной. Об этом я знаю не понаслышке. Он озвучил в своем выступлении то, что волнует нас всех.

— Какие планы в Новый год? Чем будете заниматься в грядущие праздники?

— Работать, что буду делать в саму новогоднюю ночь, еще не решил. У меня сейчас каждый день по две репетиции, а 31 декабря мы дважды будем играть. Затем, 2 января, мы играем «Спящую царевну» и «Месяц в деревне», это мой новый спектакль и он нуждается в постоянных репетициях. После, с 3 января у нас вновь начинаются ежедневные репетиции «Калигулы». Новый год — в труде.

— Последний вопрос. Чего вы пожелаете пермякам в будущем году?

— Хорошего года, счастья, здоровья, чтобы люди больше зарабатывали, и чтобы то, что они заработали их радовало. Еще хочу пожелать, чтобы пермяки ходили в театр и понимали, что они живут в очень театральном городе, где большое количество замечательных театров, и в этом смысле они избранный народ. Далеко не во всех, даже более крупных городах, такая сильная «театральная ситуация». Поэтому — чаще в театр! Мы всегда рады гостям, нам всегда есть что показать!

"