Posted 10 июня 2018,, 07:30

Published 10 июня 2018,, 07:30

Modified 2 марта 2023,, 14:32

Updated 2 марта 2023,, 14:32

Цой жив: рецензия на фильм «Лето»

10 июня 2018, 07:30
18+ Многострадальный фильм Кирилла Серебренникова, который на самом деле вполне успешно рассказывает не столько о Викторе Цое и его взаимоотношениях с четой Науменко, сколько о музыкальной эпохе, какой она была и могла бы быть. Пусть даже и только в фантазиях.

Виктор Цой (Тео Ю), ещё никому не известный музыкант, знакомится с Майком Науменко (Роман Билык), находящемся в авангарде ленинградской рок-сцены. Молодой музыкант с нетипичной внешностью и текстами впечатляет лидера группы «Зоопарк». И пока он помогает Цою организовать концерт на сцене Ленинградского рок-клуба и записать первый альбом, между Виктором и Натальей Науменко (Ирина Старшенбаум) вспыхивают романтические отношения. Всё это на фоне цензурирования музыки в СССР, лета, внешней изоляции советского рок-н-ролла и общего хулиганского отношения к описываемой эпохе.

Начинается фильм с незатейливого, но задающего тон всему повествованию концерта Майка Науменко с завершающей песней «Дрянь». Зрители смирно сидят на стульях в ровных рядах, рядом с ними ходят специальные люди, которые запрещают им пританцовывать и показывать плакаты с сердечками. Но люди всё равно постукивают ногами по полу в такт музыке. Но даже несмотря на дрессированных, как в зоопарке (на сцене, напомню, тоже группа «Зоопарк») зрителей, выглядит происходящее скорее легко и нежно, чем напряжённо и комично.

Стоит, кстати сразу отметить, что «Лето» всё-таки никакой не байопик и не стоит от него этого ожидать. Цой появляется примерно на 15 минуте и, судя по равному со Старшенбаум и Билыком хронометражу, явно не является главным героем. С историей о любовным треугольнике, построенной на воспоминаниях Натальи Науменко, соседствует ещё одна трагическо-героическая — учителя, который, разглядев талантливого музыканта, решил вложиться в него и пренебречь своей карьерой. В этом смысле, в картине есть трогательная сцена, когда Майк приходит к другу, чтобы просить помочь записать альбом. Но просит он не для себя, а для Виктора. И это при том, что в это время тот остаётся с его женой наедине. Однако пошлости в фильме нет. Герои чисты в своих помыслах. Если надо помочь — помогают, если нужно согласиться на то, что твои песни «шуточные» — соглашаются, если приглашают на концерт — приходят. А самое радикальное на что они способны — поцелуй.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"