Posted 13 июля 2018,, 06:01

Published 13 июля 2018,, 06:01

Modified 2 марта 2023,, 14:17

Updated 2 марта 2023,, 14:17

Над пропастью из клише. Рецензия на фильм «Небоскрёб»

13 июля 2018, 06:01
16+ Дуэйн Джонсон с помощью мышц рук и протеза ноги стоит на страже корпоративной Америки и бьётся за главные американские скрепы: семью и жилище. Однако, как и его герой, запертый в пылающем небоскрёбе, фильм скован бессчётным количеством клише, что явно ему не на руку.

Уилл Форд (Дуэйн Джонсон) бывший оперативный сотрудник ФБР, теряет ногу, но зато находит жену во время неудачной операции по спасению заложников. Спустя много лет, довольный семейной жизнью и работой специалиста по безопасности, он отправляется в Гонконг, чтобы проинспектировать новый высокотехнологичный небоскрёб «Жемчужина». Только вот спокойно ему сделать это не дадут, потому что группа наёмников решила, что лучший способ завладеть секретными данными из пентхауса владельца «Жемчужины», это сжечь здание вместе с семьёй героя. Решение, мягко говоря, неоднозначное, но как мы знаем из предыдущих фильмов с Джонсоном, только так и можно пробудить в нём Скалу.

Бывший рестлер уже давно превратился из незамысловатого актёра в своеобразный образ, который более-менее удачно конвертируется в успех. Как например это было с неожиданной любовью зрителей к продолжению «Джуманджи». «Небоскрёб» не становится исключением. В фильме нет главного героя, зато есть тот самый образ, у которого в Инстаграме больше 13 млн подписчиков. Но увы, одного этого недостаточно, чтобы сделать историю интересной. Как и его герой, лента балансирует между самыми известными боевиковыми стереотипами, историей о поиске правды и драмой о спасении собственной семьи из пожара. Однако в итоге не становится ни одним, ни другим, ни третьим.

Если в предыдущих работах Джонсон почти всегда точно попадал в образ и умел над собой иронизировать (тот же «Джуманджи» и «Моана»), то здесь режиссёр и сценарист Роусон Маршалл Тёрбер, ранее работавший с актёром над фильмом «Полтора шпиона», отчего-то решил использовать того Джонсона, который из Инстаграма: идеальный семьянин, любимая работа, хороший костюм и бесконечная любовь к детям.

Проблема возникает, когда становится ясно, что отсутствие ноги не играет практически никакой роли, а убитый сослуживец (неприлично маленькая роль звезды «Явной лжи» Пабло Шрайбера), несмотря на крепкую дружбу, исполняет в фильме лишь функцию по предсмертному информированию главного героя о состоявшемся захвате. Сложно сопереживать герою, у которого всё и без нас зрителей хорошо.

Однако, если взглянуть на историю, описанную в фильме в разрезе мировых событий, то как и в «Крепком орешке» (сложно было не провести параллель), который в глубине своей был наполнен страхом корпоративной Америки перед растущей экспансией японцев, «Небоскрёб» отражает страхи нынешние перед Китаем, как державой, способной в экономическом смысле конкурировать с США. Как и в 1988 году, ситуацию с захватом азиатских денег (тогда была корпорация Накатоми, сейчас — «Жемчужина») спасает американец, резюмируя своими поступками необходимость совместной работы для обеих стран (сейчас между США и Китаем идёт так называемая торговая война). Ведь в конце концов именно китайский миллионер спасёт жизнь главному герою.

Неожиданным и приятным удивлением в картине становится возвращение в кино звезды «Крика» Нив Кэмпбелл. Актриса удивительно органична в роли матери и бывшего военного врача и сама может о себе позаботиться. Несмотря на отведённую ей сценаристами роль второго плана, героиня вносит хоть какое-то разнообразие в долгие прогулки Форда по пустым этажам здания, помогая гонконгским полицейским вести параллельное (и довольно банальное) расследование причин захвата небоскрёба. И хоть без её персонажа фильм мог бы вполне обойтись, её наличие и действия неплохо разбавляют скучный экшн с участием Джонсона. Например, во всём фильме есть только одна действительно захватывающая сцена, да и та с тем самым прыжком в окно небоскрёба, который успели показать во всех возможных трейлерах.

При всех слагаемых успешного блокбастера, создатели почему-то даже не пытаются использовать собственные преимущества вроде харизмы Джонсона, драматического таланта Кэмпбелл или остроумных диалогов, которые мог бы написать Роусон Маршалл Тёрбер. Поэтому также, как и в случае с «Жемчужиной», захватывающей дух и просто красивой снаружи, фильм — холоден и пуст внутри.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"