Posted 10 августа 2018,, 08:21

Published 10 августа 2018,, 08:21

Modified 2 марта 2023,, 14:09

Updated 2 марта 2023,, 14:09

Джейсон Стэйтем против гигантской акулы. Есть ли другие причины смотреть фильм «Мег: Монстр глубины»?

10 августа 2018, 08:21
Уровень спойлеров: минимальный | Рейтинг: 2/5 | 16+ За отсутствием новинок в летнем кинопрокате лишённое какого-либо смысла противостояние Джейсона Стэйтема и гигантской акулы, снятое при помощи китайских инвесторов и посредственного романа 1997 года, может быть вполне неплохим развлечением. Конечно, при условии, что вы не смотрели «Челюсти» и являетесь большим поклонником Стэйтема.

Где-то посреди Тихого океана китайские океанологи-новаторы Суинь (посредственная роль звезды китайского кино Ли Бинбин) и её отец Жанг (Уинстон Чао) пытаются разузнать, что находится на дне Марианской впадины. При помощи денег эксцентричного миллиардера Морриса (остроумная роль звезды «Офиса» Рэйна Уилсона) и новейшего оборудования они погружают туда своих коллег, которые обнаруживают лишь двух гигантских доисторических акул (вид «Мегалодон») и огромного спрута.

Спрут, к сожалению, долго не проживёт, а вот акулы сломают батискаф с незадачливыми учёными и принесут немало проблем в будущем. Чтобы справиться с Мегалодоном и вытащить незадачливых коллег со дна океана, команда решает прибегнуть к помощи опытного спасателя-подводника Йонаса Тэйлора (Джейсон Стэйтем), у которого оказывается есть свои счёты с доисторическими акулами.

Китайские продюсеры проводят довольно активную экспансию в Голливуд. Вспомнить хотя бы последнее сотрудничество Тома Круза и Alibaba Group, вылившееся в две последние части франшизы «Миссия невыполнима» или провалившийся везде, кроме Китая, «Небоскрёб» с Дуэйном Джонсоном. Теперь же они обратили свой взор на незамысловатый роман Стива Альтена, который до этого несколько раз уже пытались экранизировать в Голливуде.

Сказать, что сейчас для доисторических акул наступил подходящий момент сложно. Всё-таки лучшее высказывание на эту тему уже было сделано Стивеном Спилбергом, да и популярностью сейчас пользуются более камерные истории (например, «Прочь») или командные блокбастеры (тот же «Форсаж 8»). Но ставка, сделанная на комбо из Стэйтема и 23-метровую акулу хоть и выглядит глупо, но вполне может привлечь к себе достаточно внимания. Где вы ещё сможете увидеть сцену подводного форсажа между ними.

Режиссёр Джон Тёртлтауб, до этого вполне комфортно себя чувствовавший в стезе комедий («Малыш») и приключенческих фильмов («Сокровище нации»), кажется совершенно дезориентирован в жанре триллера. С одной стороны ему при помощи оператора Тома Стерна («Малышка на миллион») и причудливых спецэффектов удаётся вполне убедительно воссоздать богатый подводный мир с его типичными (и нетипичными) обитателями. А с другой, кажется, что напряжение, которого этому фильму так дико не хватает, развеялось сразу после довольно неплохой драматической открывающей сцены. Там Йонасу пришлось сделать очень сложный моральный выбор, и это один из самых искренних моментов в фильме.

«Мег» выглядит таким же устаревшим большим животным, как и сама акула из фильма. Ясно, что в 1975 Спилбергу помогла добиться успеха не только гидравлическая акула, но и грамотно нагнетаемый хичкоковский саспенс, а также само ощущение наступающей опасности. В 2018 году, при наличии малобюджетного чуда «Прочь» Джордана Пила, снятого по тем же лекалам, преступно наивно полагать, будто нарисованная на компьютере акула сможет кого-то напугать.

Хотя, с одной миссией фильм справляет точно. «Мег» легко сможет вас развлечь. Тут есть и подводные гонки, и гигантская акула на многолюдном пляже, и высокотехнологичная подводная станция, гигантский спрут (мой фаворит) и даже смешной, но стереотипно гадкий миллиардер. Заставит ли это пойти в кино — не исключено. Заставляет ли это вновь бояться заходить в воду — точно нет.

Помимо «Мег: Монстр глубины» было снято довольно много разнообразных фильмов о противостоянии людей и акул. Не всегда акулы были гигантских размеров, а у людей был шанс победить. Иногда всё могло быть совсем иначе. Я бы хотел порекомендовать ещё четыре фильма, где люди противостоят акулам, олицетворяющим на самом деле стихию, огромную и (почти) непобедимую:

  1. «Челюсти» (1975), Стивен Спилберг. Культовый фильм о противостоянии большой белой акулы и шефа местной полиции. Он совсем не герой, а акула лишена исполинских размеров. Классика, обязательная к просмотру.
  2. «Дрейф» (2006), Ганс Хорн. Малоизвестная драма, повествующая о группе решивших отдохнуть где-то посреди океана друзей. Герои попрыгали в воду, но забыли опустить лестницу. До конца фильма они будут пытаться найти способ подняться обратно, попутно отбиваясь от морской живности и собственных разногласий. Ситуация обострена ещё и тем, что на яхте осталась маленькая дочь одной из героинь.
  3. «Отмель» (2016), Жаума Кольет-Серра. Постоянный режиссёр интеллектуальных боевиков с Лиамом Нисоном Кольет-Серра снял герметичный триллер с двумя главными героями — красоткой-сёрфингисткой и белой акулой. Девушка поранила ногу и в попытках спастись от акулы сумела доплыть до небольшого рифа. Там ей и предстоит найти путь к спасению. Просто так доплыть до суши нельзя, потому что акула постоянно плавает рядом. Довольно тонкий психологический триллер, в котором почти невозможно просчитать выживет героиня или нет.
  4. «Глубокое синее море» (1999), Ренни Харлин. Тоже экшн с несколькими генно-модифицированными акулами, на которых учёные ставили опыты, чтобы найти лекарство от болезни Альцгеймера. Но акулы в качестве побочного эффекта поумнели и решили съесть своих мучителей. Фильм отличает наличие Сэмюэля Л. Джексона, и неплохой доли юмора и действительно захватывающих сцен.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"