Posted 21 сентября 2019,, 08:48

Published 21 сентября 2019,, 08:48

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Джон Рэмбо, наркомафия и призраки войны

21 сентября 2019, 08:48
Спойлеры: нет | Рейтинг: смотреть | 18+ В российский прокат вышла пятая (и возможно последняя) часть похождений любимого персонажа Сильвестра Сталлоне ветерана вьетнамской войны Джона Рэмбо. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что фильм хоть и не хватает звёзд с неба, но уж точно закрывает гештальт главного героя, примиряя его с собственным «убийственным» опытом.

Со времён предыдущей четвёртой части прошло почти 22 года. Рэмбо (Сильвестр Сталлоне в хорошей форме) вернулся тогда на родительское ранчо, обкатывает лошадей, воспитывает дочь своей подруги Габриэль (Ивет Монреаль), как родную, да и просто наслаждается жизнью. Однако случайная жертва во время спасательной операции будоражит в памяти старого вояки голоса из прошлого. Герой успешно борется с ними и с инстинктом убийцы до тех пор пока Габриэллу не похищает мексиканский наркокартель. Что будет дальше несложно догадаться, но пара небольших сюрпризов у авторов всё-таки есть.

Нет ни одного актёра в Голливуде, кроме разве что Шварценеггера (совсем скоро у него выходит новый «Терминатор»), который бы возвращался к своему персонажу так же часто, как Сталлоне. При этом попытки продюсеров серии снять сериал или сделать ремейк всегда заканчивались фиаско, так как никто кроме самого актёра не способен так точно изобразить тот ад, через который довелось пройти Джону Рэмбо. Кстати, этому будет посвящён трогательный трибьют во время финальных титров.

Стоит сразу оговориться, что в каждой части пенталогии Рэмбо сталкивался со своими внутренними демонами и голосами из прошлого. В этом нет ничего нового для сюжета, но пожалуй только к пятой части Сталлоне (он же здесь и один из сценаристов) наконец разрешил герою расслабиться, пожить обычной жизнью и не стремиться к самоуничтожению, хотя события второй половины фильма на первый взгляд к этому и ведут. Но это только на первый взгляд.

А если приглядеться более тщательно, то можно увидеть, что авторы припасли для Рэмбо как минимум одну довольно интересную метафору: большую часть времени герой проводит в собственноручно вырытых тоннелях неподалёку от дома и там же постоянно слышит отзвуки прошлого (вьетнамских солдат, своих друзей, оружейные выстрелы). Таким образом зритель оказывается в изрытой тоннелями и наполненной перегоревшими лампочками голове ветерана Вьетнама.

Когда-то первая часть стала манифестом целого поколения молодых людей, вернувшихся с войны, в которой они изначально были обречены на поражение, были обречены вернуться в страну, где их никто не ждёт. Там же в финале Рэмбо говорил полковнику Траутману (Ричард Кренна), что таким как он нет места на гражданке и согласно альтернативной концовке стрелял себе в голову. Все последующие продолжения были похожи на матч-реванш с тем, чтобы замазать это ощущение проигрыша: герой бодро воевал, расстреливал вьетнамских и советских офицеров, а также рассуждал о мире с местными партизанами. Для кого-то это было похоже на заказ министерства обороны США, а для кого-то на красочную клюкву, над которой не грех и посмеяться. К пятой части Рэмбо не только научился жить со своими демонами (пьёт таблетки не пойми от чего), но и решил побороться с концептуальным врагом — наркокартелями.

Сложно представить, чтобы Сталлоне так сильно волновала эта тема. Но сложно не угадать в этом тот же ветер, который качнул Дональда Трампа в сторону создания той самой стены. Всё-таки как ни крути, а Рэмбо всегда отличался тем, что умел выбирать себе актуальных врагов и проблемы. Поэтому и немного обидно, что при наличии темы и сильного героя, продюсерам кажется не хватило бюджета для реализации своих амбиций, а лично Сталлоне — для мощного завершения истории своего персонажа.

Если говорить здесь конкретно, то спецэффекты в некоторых местах, например, в начале, выглядят чересчур дёшево, а малоизвестные актёры вроде Пас Веги или Марко Де Ла О играют так, что о их присутствии вспоминаешь только когда они умирают. И это всё неплохо, если воспринимать «Последнюю кровь», как бенефис Сталлоне, выполненный в качественно проработанной благодаря цветокоррекции и антуражам стилистике вестерна. В конце концов, всё чего мы хотим здесь есть: и эффектные сцены расправы, и непререкаемая мотивация героя-одиночки, и единственно возможный для до мозга костей солдата финал. Ведь настоящая война, даже если и заканчивается, продолжается уже внутри.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"