Posted 3 октября 2019,, 07:07

Published 3 октября 2019,, 07:07

Modified 2 марта 2023,, 14:32

Updated 2 марта 2023,, 14:32

«Джокер»: он больше не шутит (рецензия-манифест)

3 октября 2019, 07:07
Спойлеры: нет | Рейтинг: шедевр | 18+ | Как смотреть: IMAX 3 октября в российский прокат вышел новый фильм Тодда Филлипса про одного из самых культовых злодеев Джокера, в котором режиссёр плюёт на всю эту чепуху в комиксах и делает настоящее взрослое зубастое кино. Кинокритик Николай Гостюхин сразу предупреждает, что это рецензия отличается от всего, чтобы вы читали и вообще прочитаете в будущем, а ещё он считает, что «Джокер» - личный манифест Тодда Филлипса и один из немногих фильмов последнего десятилетия, который в принципе возвращает веру в кино, в его духовную миссию и в его смысловую ценность для зрителя. Но главное, «Джокер» возвращает веру в то, что вы тратите свои 300 или 400 рублей за билет не просто так, а вкладывайтесь в себя и выходите из кинозала, пережившими настоящий катарсис.

Наивный тихоня Артур Флек (Хоакин Феникс) одиноко живёт со своей больной матерью и работает клоуном в агентстве. Работа Артуру нравится, но коллеги-клоуны и люди вокруг его не замечают и не уважают. Подростки-хулиганы избивают в подворотне, а начальник, испугавшись «странностей» Артура увольняет его. Да, у героя есть проблемы с психикой, но он пьёт таблетки, что однако не спасает его от приступов безумного удушающего смеха (реально существующий синдром Ангельмана). Где-то в Готэме в это время Томас Уэйн (Бретт Каллен) планирует баллотироваться в мэры, чтобы спасти город, но выходит у него только назвать жителей клоунами. Возникающая социальная напряжённость подталкивает Артура к череде событий, которые в итоге превратят его клоуна-анархиста, которому нечего терять, а мир комиксов и нёрды по всему миру получат злодея на все времена.

Если вам кажется, будто Тодд Филлипс, знакомый зрителю по фильмам в жанре роуд-муви и комедиям вроде серии «Мальчишник в Вегасе» внезапно взял и перешёл к такой тяжеловесной и сложносочинённой теме, как социальное неравенство и причины, побуждающие людей становиться психопатами и преступниками, то вы сильно ошибаетесь. Легко представить, что в том же «Мальчишнике» персонаж Алана (Зак Галифианакис), непонятый никем из своих друзей по «волчьей стае» и считающийся чокнутым (в третьей части его даже пытались отправить на лечение), вполне мог бы стать кем-то вроде Джокера, не будь он из богатой семьи.

Сейчас я могу безумно много написать про безупречный саундтрек, который доверили написать композитору, переехавшему из радиоактивной зоны мини-сериала «Чернобыль» Хильдур Гуднадоттир. Хильдур во второй раз удивительно метко попадает в то, что чувствует герой, при этом абсолютно не отвлекая своей музыкой от истории, а наоборот дополняя её. При этом её чернобыльское прошлое почему-то ощущается во время просмотра сразу. Но самый сок здесь не столько музыка, сколько термоядерная тяга, на которой Хоакин Феникс создавал своего персонажа. Актёр не просто изучил синдром Ангельмана и в точности впитал и повторил его, но он действительно, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, внутри своего персонажа. Хоакин, которого когда-то брат (тоже актёр Ривер Феникс) силком заставил смотреть классику, в «Джокере» использует богатое наследие Мартина Скорсезе, чтобы прожигать к чертям экраны кинотеатров. Примечательно, что Филлипс не просто подражает в некоторых моментах Скорсезе с его «Таксистом», но уничтожает его. Режиссёр в прямом смысле уничтожает саму идею Трэйвиса Бикла и перешагивает этот остывший труп, идя дальше своей дорогой.

Но фильма бы не случилось, если бы не Хоакин Феникс. Каждую секунду времени, каждое поднятие брови, каждое движение мышц тела и лица Хоакин существует внутри Джокера, а тот в нём. Это не тот татуированный Джаред Лето из фильма Дэвида Эйра «Отряд самоубийц», в котором он натужно пародировал Николсона и Леджера. Нет, Феникс создаёт такого персонажа, за которого ему должны дать сразу несколько Оскаров авансом. И я сейчас не шучу. Феникс создаёт такого персонажа, который с одной стороны заставит вас понять, почему Артур стал Джокером и сопереживать, даже плакать кое-где, а с другой стороны бояться его, потому что Феникс-Джокер это настоящая боль человека, которого никто не пытался понять и полюбить (фантастическая любовная линия с молодой красоткой-матерью в исполнении Зази Битц вас очень сильно удивит).

В таком мире, как наш, а Филлипс вне всяких сомнений снимает свой фильм не про какой-то там отдалённый, улетевший в параллельное измерение, прошлый или будущий, карикатурно-комиксный Нью-Йорк, а про мир здесь и сейчас. В таком мире, к сожалению, нет места улыбке и радости. Кстати, символично, что мама Артура ласково называет его «радость». Но радости герою это не добавляет, как и не добавляет очков деструктивной матери, не верящей в сына и уничтожающей его духовно. Например, в одной из сцен она говорит ему, что для того, чтобы стать стендап комиком «нужно быть смешным». А сколько в нашей стране или зарубежом таких матерей/родителей? Сколько в наших школах/университетах таких учителей/преподавателей? Сколько злых, неуверенных, деструктивных и просто не верящих в нас людей, которые окружают нас настоящих? Можете не отвечать вслух, моя рецензия предполагает чтение про себя, чтобы вы никого не дай бог не шокировали этим.

Но на самом деле Филлипс говорит нам, что в этом безумном мире, больше нельзя пошутить, чтобы кого-то не обидеть. Артур пытается шутить и веселить людей, но никто в этом мире не улыбается, все только издеваются над ним и думают, что он псих, чудак, одиночка, недостойный их внимания.

В этом (и нашем тоже) безумном мире больше нельзя шутить, чтобы просто веселить людей, ты обязательно кого-то обидишь и придётся извиняться за твит, пост в Фейсбуке, неосторожное высказывание или шутку о том, о чём как будто бы нельзя шутить.

«Однажды выдающегося английского комика Тони Голдмана спросили, — можно ли шутить на тему о холокосте? Шутить можно, — ответил Тони Голдман, — но смеяться нельзя» (отрывок из пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение»).

В этом безумном мире больше нельзя шутить. Как в том же мире, кинокритикам, действительно любящим своё дело, нужно прилагать неимоверное количество усилий, чтобы передать свою любовь к кино читателю. Читателю, которого каждый кинокритик ценит и любит, но читателю, который не факт, что отправится в кино на тот фильм, о котором ему прямым текстом говорят «идти и смотреть, потому что прямо сейчас свершается история, и этот фильм действительно шедевр».

Поэтому я попробую объяснить ещё проще, максимально просто, на том языке, который понимают все: ЧЕРТ ПОДЕРИ, БЕГИТЕ СРОЧНО СМОТРЕТЬ «ДЖОКЕРА»!

Я не отделяю следующий абзац никаким специальным разделителем, потому что он также является частью рецензии и моего манифеста, касающегося кино и кинокритики.

Попробую сказать о сфере кинокритики максимально просто. Кинокритика — это не критиковать кино, а рассказывать почему этот, вот этот или вот тот фильм вышел именно сейчас и о том, что режиссёр на самом деле хотел этим сказать, кроме того, что мы видим на экране. Если вы сомневаетесь, то просто поверьте, зачастую такой смысл действительно есть. Ставлю свою карьеру кинокритика на отсечение. Но, к сожалению, профессиональное сообщество кинокритиков, задавленно тем, что литературные отделы сокращаются, а про кино начинают писать и рассказывать все, но не факт, что профессионально. Это сообщество закрывается в себе и начинает писать для себя, не думая о читателях. Я никого ни к чему не призываю, но говорю, что есть и исключения. Хорошо это или плохо, неизвестно. Скажу за себя, я пишу для вас. Я хочу, чтобы читатели моих текстов смотрели хорошее кино, чтобы тратили время только на то, что действительно важно, чтобы легко могли рассказать коллегам, жене, другу или папе о том, почему вот этот или вот тот фильм действительно важен для кинематографа и почему именно он получит Золотого Льва в Венеции. Эта информация может показаться факультативной, но на самом деле она поможет вам ориентироваться в этом постоянно меняющемся безумном мире, где за неосторожный твит или статью с нетипичным мнением вам придётся извиняться. Что ж, я беру на себя ответственность за то, чтобы объяснять вам кино и делать это честно, потому что сам безумно люблю его. Вы со мной?

Надеюсь, мне не придётся извиняться за эту статью.

Кинокритик Николай Гостюхин