Posted 1 ноября 2011,, 16:20

Published 1 ноября 2011,, 16:20

Modified 2 марта 2023,, 16:59

Updated 2 марта 2023,, 16:59

Как показала новая премьера театра «У Моста», нам далеко до Бога

1 ноября 2011, 16:20
Алевтина Горных
Спектакль, поставленный известным в Европе классиком театра и кино, стал долгожданным и нетипичным творением для пермского театра.

В «У Моста» состоялась российская премьера по пьесе «Запах» итальянского драматурга Рокко Фамильяри. Известный польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси очень долго подбирал нужный сценарий для постановки в пермском театре. «Умостовцы» Бабошин Илья, Проскурина Виктория и Валерий Митин, отобранные паном Кшиштофом, репетировали пьесу на его вилле под Варшавой. Дублирующего состава в данном спектакле нет.

Осуществить недешевый проект помогло театру министерство культуры края, о чем Сергей Федотов упомянул перед спектаклем. На сегодняшний день Кшиштоф Занусси является одной из легендарнейших фигур мировой кино- и театральной режиссуры, в его послужном списке около 40 кино- и телефильмов и более 30 спектаклей. Теперь и у пермского зрителя появилась возможность познакомиться с творчеством мэтра.

Если уйти от громких имен и рангов и осмелиться сказать о самом спектакле, то он получился довольно скупым на сюжет. Действие на сцене разворачивается между двух миров, двух помещений: тюремная камера и обычная квартира. Актеров всегда двое: либо это сокамерники, либо один из заключенных с женой второго заключенного. Но между двумя всегда стоит третий — жена Антонио, Мария, спит с Индриа, представляя вместо того своего мужа; Антонио и Индриа ведут долгие беседы под взглядами Марии (её фотографиями увешаны стены камеры).

Сильная игра Валерия Митина заставляет почувствовать и злость, и отчаяние, и бессилие Антонио, получившего четыре пожизненных срока. А вот «за что?» так и останется нераскрытой тайной в спектакле.

Какие-либо подробности большой любви между Антонио и Марией, кроме интимных, тоже замалчиваются. На первом плане — влечение, доходящее до сумасшествия, влечение на молекулярном уровне. Отчего главный персонаж пьесы не виден зрителю, ведь это запах, запах любимой женщины.

Сам режиссер спектакля объясняет свой выбор и понимание пьесы следующим образом: Это психологическая пьеса, простая на первый взгляд. Автор пьесы говорит о том, чего нельзя делать человеку. В век технических и научных открытий человеку кажется, что он все может, ему все разрешено. А на самом деле это не так. Есть определенные ограничения. Мы построили нашу цивилизацию на 10 заповедях и до сих пор она развивалась, благодаря тем ограничениям, которые в них прописаны. Если кому-то сегодня кажется, что ограничений нет, он ошибается, это гордыня. В этой пьесе есть манипуляция, здесь человек хочет сыграть роль Бога. Но это не его роль, не должен человек манипулировать жизнями других людей.

Приложил к спектаклю свою руку и Сергей Федотов, причем в прямом смысле слова: за одну ночь художественный руководитель театра смог переклеить обои в декорациях, показавшиеся пану Кшиштофу неподходящими.

"