Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
15 июня 2015, 19:00

Личный АвтоОпыт: Виктор Бортников и ГАЗ М-20В «Победа»

Личный АвтоОпыт: Виктор Бортников и ГАЗ М-20В «Победа»
Фото: Properm.ru
Владелец легендарного советского автомобиля утверждает, что машина хоть сейчас готова к дальним поездкам, и очень надеется, что внуки и правнуки сумеют сохранить «Победу» до векового юбилея Победы в Великой Отечественной войне.

Через КПП поселка «Сокол» каждую минуту снуют видавшие виды русские машины и дорогие иномарки, и вполне себе середнячки. Присматриваюсь к дорожке, ведущей на КПП, ведь где-то там, в волнах теплого воздуха сейчас появятся круглые фары и дельфиний нос раритетной «Победы». Вот тарахтение вдалеке аллеи, еще до КПП, которое вряд ли можно отнести к нынешним шумоизолированным моторам, вот первые очертания советского автопрома…

Вот, наконец, выруливает, блестя хромом зеркал и дисков, долгожданный ГАЗ М20.

Отчего-то этот футуристичекий кузов-фастбек с плавно ниспадающей линией крыши мне всегда напоминал другой автомобиль со славной историей — Volkswagen Kafer. Да и созданы обе машины по волеизъявлению народных лидеров. Только цели разные, у «Победы» — создание приличного автомобиля, с несущим кузовом, с самыми современными техническими новшествами, на которые способен только русский автопром военных лет. Не только танками едиными.

Правительственное задание на проектирование нового автомобиля ГАЗ получил в декабре 1941-го. Тогда же с первыми трофеями Красной Армии на Горьковский автозавод им. Молотова попал отбитый у вермахта Opel Kapitan. Он и заменил горковчанам методику расчёта несущих кузовов — все равно ее в то время в СССР не было. Заимствование, кстати, ограничилось только конструкцией внутренних кузовных панелей и пола. Мотор — рядную шестерку — отжали у Dodge. А прекрасный дизайн фастбека был создан по эскизам художника Вениамина Самойлова, так что экстерьер здесь — русская победа.

М20 — молотовец, двадцатая модель — появился в результате кропотливого труда конструкторов под управлением Андрея Липгарта, полета мысли дизайнеров, и, конечно же, стойкости Красной Армии, сдерживавшей натиск недруга. Байку про первое название автомобиля «Родина» и товарища Сталина не знает лишь детсадовец.

А вот и сам владелец — в возрасте, с военной выправкой — уже хохочет возле машины со знакомцами из Сокола. С Виктором Бортниковым и его автомобилем ГАЗ М20 «Победа» мы познакомились в аккурат перед Днем Победы, на конкурсе «С уважением к дороге».

Автомобиль 1956 года выпуска принадлежит Виктору Васильевичу почти четверть века, а до этого… Пусть расскажет сам:

— Эта «Победа» работала правительственной машиной, возила генерала в Министерстве внутренних дел Абхазии в советские времена еще. После списания из министерского гаража за добросовестный труд она досталась водителю, моему тестю. И до 90-х годов бегала эта «Победа» по Грузии. В 91-м году поехали с женой в Грузию в гости к тестю, и он сказал «Да забирайте». Серьезно? Серьезно!

Я тогда служил в Семипалатинске. Вернулся домой, взял товарища и поехал за машиной. Забрали, проехали часть Грузии, Азербайджан, из Баку до Красноводска (теперь Туркменбаши — прим.ред.) через Каспий на пароме, из Красноводска через Туркмению, Киргизию, Узбекистан уже до Семипалатинска в Казахстан вернулись. В 94-м году я перевелся сюда, в Пермь на базу «Сокол», и машину перегнали. Эта «Победа» туда-обратно еще раз пять ездила своим ходом, когда у нас отпуск был. Загружались мы с женой, двое детей, кошка с собакой — полный комплект.

Много на этой машине по отпускам наездили — и в Ростов, и в Армавир, раза три в Белгород. Какой-то период она была единственной машиной в семье, финансы не позволяли приобрести другой автомобиль. Так что «Победа» не простаивала: отпуска, охота, рыбалка — все на ней. По проходимости она хороша, мне очень нравится. Она же малооборотистая: где УАЗик на двух мостах пройдет, там и я смело проеду. Застрять никогда не боялся, а в придачу и 2–3 «человеческих силы» всегда помогали — лучше всяких передних мостов (смеется — прим.ред.).

Машина через год будет встречать 60-летний юбилей. Иные экземпляры уже давно были брошены и сгнили на задворках истории, но этому автомобилю повезло — 100% на ходу. С непременным тарахтением, легонько поскрипывая и покачиваясь, наша «Победа» уверенно едет по шоссе Космонавтов. В голове тысяча вопросов к Виктору Васильевичу: как часто теперь он выгуливает автораритет, как далеко можно на этой «Победе» уехать, что за давностью лет и для удобства эксплуатации в машине изменилось. «В машине ничего не менялось кроме водителя», — шутит владелец. На самом деле, конечно, нет.

— Не надо думать, что машина только по большим праздникам выезжает. Скажете хоть сейчас в Москву или Владивосток ехать — поедет и доедет. Как и все машины, любит ласку и смазку. С двигателем проблем нету, с задним мостом — тоже нету. Расходники подходят с других моделей, разве что чуточку допилить приходится. Вся подвеска и двигатель — с ГАЗ-21, меняли обивку салона на мягкую, добавили магнитолу, аудиоколонки, стеклоподъемники, внешние зеркала. Сами дворники родные, а на поиске щеточек не зацикливаюсь — в магазинах сейчас что угодно найти можно, чтобы подходило по размеру. Колеса — омские шины, а диски газовские, но уже не родные.

Машина на ходу, но вывозить ее на променад приходится не часто. Она уже не единственный автомобиль в семье, да и повода нет. На дороге много безалаберных водителей, устаешь ездить, когда со всех сторон грубо сигналят, норовят подрезать. Есть те, кто хорошо относится к автомобильным раритетам, аккуратно и бережно, с пониманием, что на такой машине многое нельзя сделать также быстро, как на современной. А есть те, кто забывают, что техника в возрасте, что тут в тормозах сколько нажал, столько и остановился, сколько рулем накрутил, так и повернул. Конечно, автомобиль уже далеко не такой маневренный и скоростной, не позволяет лихачества. «Старикам везде у нас почет» — так ведь и у автомобилей может быть.

Салон автомобиля сохранен в «историческом виде», но голое железо укрыто со вкусом подобранной обшивкой.

Радиоприемник на «Победу» начали ставить не с самого начала, а лишь в 1955 году. В машине Виктора Васильевича радиоприемник работает до сих пор, однако для удобства пользования продублирован еще одной магнитолой, тщательно подобранная и вписанная в дизайн советского интерьера. Оба приемника завязаны друг с другом, ловят что попросишь.

«Родного» в машине не мало. Трёхступенчатая коробка передач, например: «механика», с рычагом переключения передач под рулевым колесом на американский манер. Работает до сих пор, но старческий характер проявляет: управиться с подклинивающим рычагом может только сам владелец.

Солнцезащитные козырьки хоть и «новодел», но все же сделаны максимально аутентичными — раньше были коричневые, со временем пришлось сменить и рамки, и вставки на сине-зеленые.

Не укрылась от взгляда наклейка «75 лет службе специальной связи». Виктор Васильевич разъяснил, что наклейка к машине по сути не имеет отношения, но для него лично — важна и памятна:

— Я всю жизнь прослужил в вооруженных силах. Начиная с училища летал на истребителях. По достижению предельного возраста в 50 лет несколько лет был начальников подразделения спецсвязи в Пермском крае, отсюда и наклейка «Спецсвязь 75 лет». Юбилей подразделения был в августе 2014 года, наклейка осталась. Спецсвязь занимается перевозкой секретной литературы и документов, инкассацией, перевозкой наркосодержащих препаратов для больниц, перевозит опасные грузы от оружия до взрывчатки. В Великую отечественную войну отделения спецсвязи занимались перевозкой хлебных карточек в Ленинград, денежных средств, секретной военной документации. Когда эвакуировались заводы, всю их техническую документацию тоже спецсвязь доставляла. Но эта «Победа», конечно, в перевозках спецсвязи не участвовала.

— С другими владельцами раритетной техники общение не поддерживаю — некогда, то служба, то работа. Но, зная пристрастие к авторетро, уже предлагают несколько автомобилей в солидном возрасте забрать. Предлагают «Запорожец» «горбатый» и «Волгу» 21-ю, в состоянии таком, где нужно вкладываться, и вкладываться прежде всего работой рук, чтобы машины на ходу были.

— Машина в семье так давно, что для внука она в семье — всю жизнь. Из роддома его на этой «Победе» забирали, все детство катался на ней и зимой, и летом. Маленький когда был, очень хорошо засыпал в этой машине, главное, чтобы двигатель молотил. Сейчас внук с родителями живет в Москве, но когда приезжает, всегда просит, чтобы дедушка встретил его на «Победе». Только на ней!

Эта «Победа», думаю, меня переживет еще. А там уж — в какие руки достанется. Машину можно еще много держать как парадно-выходную, для выставок и событий. Внуку хочу отдать, как подрастет, но только под обещание, чтобы на 100-летие Победы в Великой Отечественной войне машина выехала.

На прощание Виктор Васильевич на мгновение хмурит брови: «Если будут спрашивать — свадьбы не катаю! А вот если машину в кино позовут сниматься, то соглашусь».

Рассмотреть раритетный ГАЗ М20В «Победа» можно в Фотогалерее ниже:

Бонус для любителей авторетро — подборка архивных материалов Properm.ru:

Ретро-драйв: ГАЗ М1 — год выпуска 37-й

Владелец ГАЗ 21: Возникает ощущение, что я еду на верблюде

Ретро-драйв: гонки на олдтаймерах SKODA