Posted 13 ноября 2015,, 05:00

Published 13 ноября 2015,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 16:46

Updated 2 марта 2023,, 16:46

Разбираемся с «Опасным вождением»: термин, наказание, мнение ГАИ

13 ноября 2015, 05:00
Анастасия Вяткина
В начале 2016 года в российских ПДД появится понятие «Опасного вождения», за которое можно будет схлопотать немаленький штраф. Есть вопросы как по формулировке термина, так и по способам определения "опасного водителя" и доказательствам его вины. Изучаем грядущее нововведение вместе с пермской Госавтоинспекцией.

В 2000 году на конференции в Канаде, посвященной проблеме агрессивного вождения, было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

Теперь, в 2015-м, российские законотворцы довольно долго ломали копья о сам термин, но все же смогли его сформулировать так, чтобы определение не вызывало разночтений. Проект постановления правительства РФ был официально опубликован, в конце октября прошел процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы. Теперь дело за малым: внести поправки в ПДД. Описание термина «опасное вождение» может быть добавлено в пункт 1.2 ПДД наряду с другими основными понятиями и определениями.

Согласно тексту поправок, подготовленных МВД РФ: — Под опасным вождением следует понимать неоднократное совершение водителем одного или нескольких действий, связанных с нарушением ПДД: отказ уступить дорогу при перестроении другому ТС, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди ТС; несоблюдение бокового интервала; необоснованное резкое торможение; препятствование обгону.

В пояснительной записке к документу сказано, что именно из-за совокупности указанных действий водителя, которые он совершает в течение относительно короткого периода времени, такое вождение особо опасно. «В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации», — говорят авторы поправок. Впрочем, и приведенное выше определение пока не окончательно.

Для России такой опыт в новинку, однако другие страны с этим понятием знакомы давно и хорошо. Так, в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, США, Японии, Сингапуре «опасное вождение» разделено на несколько понятий. Careless driving («небрежное вождение», с непредумышленным нарушением ПДД) признается административно‑правовым нарушением. Dangerous driving («опасное вождение», с умышленным нарушением ПДД) может стать уголовно‑наказуемым деянием как более серьезная форма неосторожности и небрежности. Существует даже специальный термин, характеризующий водителей, наиболее склонных к проявлению агрессии на дороге и частым нарушениям — accident prone driver.

Наказание за «опасное вождение»: мировой опыт
Германия Штраф 250 евро и лишение прав на 3 месяца
Великобритания Лишение свободы до 2 лет и/или штраф в зависимости от тяжести правонарушения + лишение прав с обязательной передачей экзамена. Тюрьма на срок до 5 лет, если опасное вождение стало причиной смерти или тяжких увечий.
США (часть штатов)

Лишение прав на срок от одного месяца до полугода + тюремное заключение на срок до полугода + штраф в размере от 500 до 2500 долларов.

Австралия Штраф до 5500 долларов и/или лишение на прав на срок до 3 лет. За повторное нарушение — лишение прав на 5 лет или административный арест.
Япония

Штраф (размер назначает суд) + исправительные работы на 6 месяцев

Любопытно, что сами российские водители думают о необходимости наказания опасного вождения и причинах такого поведения. На сайте ГИБДД РФ были размещены онлайн-опросы общественного мнения. И вот какие результаты:

Аналогичный опрос был опубликован и в интернет-версии издания «За рулем». Результаты схожие:

Как видим, почти половина опрошенных поддерживает необходимость наказания «опасных водителей». При этом треть опрошенных задумывается о том, каким образом такие водители будут определяться в потоке и что будет считаться доказательством вины.

Об отношении пермской полиции к этому нововведению Properm.ru попросил рассказать замначальника ГИБДД по Пермскому краю Алексея Карина. Также он объяснил, как полиция планирует распознавать «опасного водителя» и доказывать его опасное для других участников движения поведение.

Алексей Карин: — Здесь можно разделить вопрос на две позиции. Сложно было определить термин. Ему дали определение, но вопрос все равно сложный. От точного определения зависит и последующее наказание. Введение понятия «опасное вождение» я оцениваю очень положительно, потому что с этим действительно надо бороться. Это безусловно поможет сделать обстановку на дорогах России более безопасной. Не совсем верным считаю говорить о том, что опасное вождение возникает только из-за недостатка культуры и вождения и культуры общечеловеческой. Даже некоторые «культурные люди» куда-то спешат и в итоге нарушают. Это целый блок проблемных вопросов, которые нужно изучать, анализировать. Водитель может не включать поворотники, менять при этом рядность как ему вздумается, превышать скорость, проезжать на красный запрещающий сигнал… Если брать всю составляющую, что этот водитель умудрился нарушить за каких-то 5 минут, наказать его можно только за самое тяжелое из совершенных правонарушений. С введением «опасного вождения» такого водителя можно будет просто одним разом лишить прав и изъять из дорожного движения. Да, еще не окончательно определены санкции за опасное вождение, но я ожидаю, что они будут суровыми. Определять опасного водителя в потоке будут и сотрудники Госавтоинспекции, и фотовидеофиксация. Будут рассматриваться все доказательства. Доказательства — фактические данные, которые имеют отношение к делу. Доказательством является всё: записи с камер фотовидеофиксации, и фотовидеофиксация самого водителя транспортного средства, и объяснение этого водителя, в котором он указывает, включал или не включал он поворотники, к примеру. Всё это вкупе будет браться во внимание и доказываться, был ли факт опасного вождения.

Properm.ru продолжит следить за процессом введения в ПДД понятия «опасное вождение» и сообщать о ходе процесса и вступлении поправок в силу.

"