Posted 24 марта 2016,, 05:00

Published 24 марта 2016,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 16:07

Updated 2 марта 2023,, 16:07

Кто снег уберет? О прошлом и будущем контрактов на содержание дорог Пермского края

Кто снег уберет? О прошлом и будущем контрактов на содержание дорог Пермского края

24 марта 2016, 05:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Этой весной заканчиваются трехлетние контракты на содержание региональных дорог. Чуть раньше разгорелись нешуточные споры о сроках новых контрактов, заключать их на 1 или 3 года. Кто содержал наши трассы в предыдущую трехлетку, плюсы и минусы разных сроков контрактов и мнение о готовности тракторов — в материале Properm.ru.

2013–2016

Семь лотов на содержание региональных дорог Прикамья были разыграны в 2013 году, с заключением контрактов с февраля по май. Сейчас действие контрактов подходит к концу, и краевые власти объявили новые аукционы. Розыгрыш контрактов пройдет через пару недель, а мы пока что мы можем увидеть, какие подрядчики и субподрядчики трудились на уборке снега и ямочном ремонте на трассах Прикамья.

ЛОТ №1. ООО «ДОРОС» (г. Чернушка)

Всего км дорог в лоте: 572,308
Контракт заключен 20 февраля 2013 года.

Трассы Подрядчик и субподрядчики
Барда-Куеда (Бардымский, Куединский районы), ООО «ДОРОС»
Куеда-3 ГКЗ, Куеда-Аксаитово, Куеда-Б.Уса, Куеда-Русская Урада ООО «ДОРОС»
Кукуштан-Чайковский (Пермский, Кунгурский, Осинский, Еловский районы) ООО «ДОРОС»
Чернушка-Куеда (Чернушинский, Куединский районы) ООО «ДОРОС»
Кукуштан — Чайковский (Еловский, Куединский районы), «Кукштан-Чайковский» — Елово ООО «Вираж»
Кукуштан — Чайковский (Куединский, Еловский, Чайковский районы) ООО «Чайковское ДСУ»
Обход г. Чайковский ООО «Чайковское ДСУ»
Обход г. Чернушка ООО «Чайковское ДСУ»
Куземьярово-Юкшур, Чернушка-Ананьино, Чернушка-Тюш (Чернушинский район) ООО «Чайковское ДСУ»
Оса-Чернушка (Осинский, Бардымский, Уинский, Чернушинский районы) ООО «Чайковское ДСУ»

ЛОТ №2. ЗАО «Перминжсельстрой» (г. Пермь)

Всего км дорог в лоте: 572,642
Контракт заключен 25 февраля 2013 года.

Трассы Подрядчик и субподрядчики
Б.Соснова — Частые (Большесосновский, Частинский районы), подъезд к Б.Соснова ЗАО «Черновская ПМК-14» (с. Черновское)
Черновское — граница Удмуртии ЗАО «Черновская ПМК-14» (с. Черновское)
Шлыки-Пихтовка ЗАО «Черновская ПМК-14» (с. Черновское)
Дыбки-Таборы-Оханск (Нытвенский, Оханский районы) ООО И.В. А.Н. (г. Пермь)
Нытва — Подъезд к М7 ООО И.В. А.Н. (г. Пермь)
Нытва-Григорьевская-Ильинская (Нытвенский, Ильинский районы) ООО И.В. А.Н. (г. Пермь)
Острожка-Пихтовка (Оханский, Пихтовский районы) ООО И.В. А.Н. (г. Пермь)
Оханск — Б.Соснова (Оханский район) ООО И.В. А.Н. (г. Пермь)
Ильинский-Чермоз, мостовой переход через р.Обва, Карагай-Нердва ЗАО «Верещагинская ПМК-17» (г. Верещагино)
Карагай-Вознесенское (Карагайский, Верещагинский районы) ЗАО «Верещагинская ПМК-17» (г. Верещагино)
Очер-Верещагино-Сива (Очерский, Верещагинский районы), подъезд к Очеру ЗАО «Верещагинская ПМК-17» (г. Верещагино)
Санкт-Петербург-Вологда-Киров-Пермь (Караагайский район) ЗАО «Верещагинская ПМК-17» (г. Верещагино)
Сретенское-Рождественское (Ильинский, Карагайский районы) ЗАО «Верещагинская ПМК-17» (г. Верещагино)
Очер-Верещагино-Сива (Сивинский район) ОАО «ПАД» (г. Пермь)
Санкт-Петербург-Вологда-Киров-Пермь (Сивинский район) ОАО «ПАД» (г. Пермь)
Сива-Кизьва ОАО «ПАД» (г. Пермь)

ЛОТ №3. ООО «СМУ-34» (г. Пермь)

Всего км дорог в лоте: 503,483
Контракт заключен 26 февраля 2013 года.

Трассы Подрядчик и субподрядчики
Болгары-Юго-Камский-Крылово (Пермский район) ООО «АртИнвестГрупп» (г. Пермь, Кондратово)
Шоссе Космонавтов от Мулянки до ул. Аэродромной ООО «АртИнвестГрупп» (г. Пермь, Кондратово)
Пермь-Усть-Качка ООО «АртИнвестГрупп» (г. Пермь, Кондратово)
Болгары-Юго-Камский-Крылово (Осинский район) ООО «КАМАСНАБ» (г. Пермь)
Пермь-Краснокамск ООО «СМУ-34»
Пермь-Ильинский (Пермский, Краснокамский, Добрянский, Ильинский районы) ООО «СМУ-34»
Южный обход Перми ООО «СМУ-34»
Восточный обход Перми ООО «СМУ-34»
Пермь-Березники (Добрянский, Усольский районы, г. Березники), обход п.Полазна, дорога до Добрянки ООО «СМУ-34»
Полазна-Чусовой (Добрянский район) ООО «СМУ-34»

ЛОТ №4. ООО «Дорожник» (с.Березовский)

Всего км дорог в лоте: 590,712
Контракт заключен 19 февраля 2013 года.

Трассы Подрядчик и субподрядчики
Голдыри-Орда-Октябрьский (Кунгурский, Ординский, Уинский, Октябрьский районы) ООО «Дорожник»
Горнозаводск — граница Свердловской области ООО «Дорожник»
Михино-Уинское (Ординский, Уинский районы) ООО «Дорожник»
«Пермь-Екатеринбург» — Калинино ООО «Дорожник»
— «Пермь-Екатеринбург» — подъезд к Кунгуру №1
— подъезд №1 к р/ц Кишерть
— Семсовхоз-Кишерть-КрасныйЯр
— Уинское-Деменево
ООО «Дорожник»
Чернушка-Тюш (Октябрьский район) ООО «Минерал» (Октябрьский р-н)
«Пермь-Екатеринбург» — Суксун ООО «Иргина» (Суксунский р-н)
Кунгур-Соликамск (Лысьвенский, Чусовской, Березовский, Гремячинский, Кизеловский районы) ООО «ЛДСУ» (г. Лысьва)
«Кунгур-Соликамск» — Лысьва 2 ООО «ЛДСУ» (г. Лысьва)
«Кунгур-Соликамск» — Горнозаводск (Чусовской, Горнозаводской районы) ООО «ЛДСУ» (г. Лысьва)

ЛОТ №5. ЗАО «Перминжсельстрой»

Всего км дорог в лоте: 572,308
Контракт заключен 12 марта 2013 года.

Трассы Подрядчик и субподрядчики
Губдор-Чердынь (Красновишерский, Чердынский районы) ООО «Уралконсалтинг»
Соликамск-Красновишерск (Красновишерский район) ООО «Старт» (г. Красновишнерск)
Кунгур-Соликамск (Александровский, Усольский районы, г. Березники) ООО «Сармат-Пермь» (г. Пермь)
Усолье-Орел, Усолье-Березовка ООО «Сармат-Пермь» (г. Пермь)
Коса-Соликамск (Соликамский район) ООО «Соликамская ПМК-11» (г. Соликамск)
Краный берег — Золотанка (Красновишерский район) ООО «Соликамская ПМК-11» (г. Соликамск)
Кунгур-Соликамск (г. Березники, Соликамский район) ООО «Соликамская ПМК-11» (г. Соликамск)
Обход Соликамска, Касиб — «Коса-Соликамск», ООО «Соликамская ПМК-11» (г. Соликамск)
Чертеж-Тюлькино-Вильва ООО «Соликамская ПМК-11» (г. Соликамск)
Соликамск-Красновишерск ООО «Соликамская ПМК-11» (г. Соликамск)

ЛОТ №6. ООО «Северный альянс» (г. Кудымкар)

Всего км дорог в лоте: 492,548
Контракт заключен 4 марта 2013 года.

Трассы Подрядчик и субподрядчики
Березники-Кудымкар-граница Кировской области, участок Кама-Шемейный (Усольский, Юсьвенский районы) ОАО «Юсьвинское ДРСП» (с.Юсьва)
Кудымкар-Пожва (Кудымкарский, Юсьвенский районы) ОАО «Юсьвинское ДРСП» (с.Юсьва)
Гайны-Усть-Черная, Гайны-Усть-Весляна ООО «Спецтранс» (п.Гайны)
Коса-Мараты, Коса-Соликамск (Косинский район) ООО «Северный альянс»
Кудымкар-Гайны (Кудымкарский, Юрлинсский, Кочевский, Гайнский районы) ООО «Северный альянс»
Пожва-Кама ООО «Северный альянс»
Усть-Черная-граница Республики Коми ООО «Северный альянс»
Юксеево-Коса (Кочевский, Косинский районы) ООО «Северный альянс»

ЛОТ №7. ЗАО «Уралмостострой», ЗАО «Мостотряд №123» (г. Пермь)

Всего км дорог в лоте: 53,868
Контракт заключен 8 мая 2013 года.

Трассы Подрядчик и субподрядчики
Западный обход Перми, транскпортные развзяки: Леонова, 1-я Кокоряцкая, ш.Космонавтов, Строителей, Калинина) ЗАО «Мостотряд №123»
Мостовые переходы через р.Мулянкка, 10 штук ЗАО «Мостотряд №123»
Пермь-Березники, мосты (Пермский, Добрянский районы) ЗАО «Мостотряд №123»
Мостовой переход через реку Кама в Усольском районе ООО «РИСМ»
Мостовой переход через р.Вишера на а/д Губдор-Чердынь ООО «РИСМ»
Кудымкар-Сыктывкар на участке мостовой переход через р.Кама ООО «Спецтранс»

По данным краевого Минтранса, меньше всего претензий по качеству содержания дорог регионального значения возникало к ЗАО «Перминжельстрой». Напомним, эта компания отвечает за содержание трасс на севере Прикамья, используя подрядный труд компаний из Перми, Соликамска и Красновишерска «Уралконсалтинг», «Старт», «Сармат-Пермь» и «Соликамская ПМК-11».

Наибольшее количество обращений в Центр управления движением КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (ведомство является заказчиком по всем лотам) от ГИБДД и пользователей автомобильных дорог было зафиксировано по объектам, содержание которых выполняют компании «Дорожник», «Северный Альянс» и «СМУ-34». Дорнадзор и автомобилисты жаловались в основном на зимнее содержание дорог: несвоевременную очистку проезжей части и обочин от снега, несоблюдение сроков устранения снежного наката проезжей части, плохую очистку дорожных знаков и снежные валы под металлическими ограждениями. По результатам контроля работ по содержанию заказчик наказывал подрядчиков рублем, в ряде случаев было произведено снижение стоимости работ на миллионные суммы.

Поводов для недовольства работой подрядчиков за три года хватало. Из-за этого Минтранс даже стал настаивать на заключении однолетних контрактов. «В апреле закончатся трехлетние контракты, и мы будем однолетние контракты заключать. Мы бы хотели иметь возможность не допускать до торгов недобросовестных подрядчиков, но это сложно обеспечить, торги по ФЗ-44 проходят. Но мы увеличим количество лотов, чтобы контроль был более действенным. В новых контрактах с 20 апреля 2016 года мы ужесточаем штрафы, чтобы стимулировать компании на качественное содержание», — сообщал министр транспорта Прикамья Алмаз Закиев на встрече постоянной рабочей группы ЗС Пермского края по развитию автомобильных дорог и дорожной деятельности с дорожными подрядчиками еще в декабре 2015 года.

"В связи с низким качеством содержания автодорог регионального значения и тем, что некоторые подрядные организации за период трехлетних контрактов не осуществили закупок новой техники, принято решение о переходе к практике заключения однолетних контрактов», — неоднократно звучало в переписке Минтранса и ЗС, а также встрече профильной группе зимой 2016 года.

Впрочем, там же высказывались и приглашенные на встречу участники рынка. Один за всех, и всего за одного: по мнению подрядчиков, однолетние контракты были бы неэффективны. «Региону краткосрочные контракты и частая смена условий работы невыгодны. Придут компании, где из персонала только директор, а вся техника у субподрядчиков. В угоду чему ломается действующая модель? » — задавался вопросом гендиректор «Пермавтодора» Андрей Алякринский.

Его коллега Сергей Захаров, директор «СМУ №34», в споре за трехлетние контракты делал акцент на экономике процесса: «Любой бизнес должен иметь горизонтальное планирование. При покупке техники лизинговые компании заключают договор на 3 года. Если не видишь перспектив для развития дальше 1 года, то закупить современную технику не сможешь, как и платить за нее. Подрядные организации, выигравшие однолетние конкурсы, могут оказаться недобросовестными. Компания получит контракты, а потом заявит, что не в состоянии выполнять свои обязательства».

Общее мнение участников отрасли об однолетних контрактах можно просто свести к нескольким «страшилкам»: фирмы-однодневки, где из техники только калькулятор, невозможность длительного планирования для серьезных участников рынка и явное снижение качества содержания дорог как следствие «однолетней ответственности».

Вопрос о перспективе перехода на однолетние контракты и текущем содержании региональных трасс Properm.ru также адресовал дорнадзору ГИБДД. Это ведомство требует и от подрядчиков, и от собственников автодорог обеспечения безопасного и бесперебойного проезда. «Есть санкции дорнадзора, когда за регулярное неисполнение предписаний приходится платить крупные административные штрафы. Есть санкции заказчика, после которых подрядчик за ненадлежащее содержание попросту получает меньше денег. Если все эти санкции будут применяться в полном объеме при однолетнем контракте, кое-кто из подрядчиков будет работать попросту в убыток. Если подрядчик имеет нормальные амбиции и хочет работать по исполнению контракта, он сделает максимум возможного для собственной эффективности при любом сроке контракта. Он будет инвестировать в технику, и он будет подтягивать качество своей работы. Для нас не имеет значения, на сколько лет заключены контракты на содержание, нам важно обеспечение безопасности на этих дорогах. Если при длительных контрактах подрядчики будут лучше справляться, учитывая негативный опыт предыдущих лет, это будет плюсом», — поделился с Properm.ru Николай Зарифуллин, замначальника отдела надзора краевого управления ГИБДД.

2016–2019

О том, что контракты останутся трехлетними, краевой Минтранс сообщил в феврале 2016 года. Удалось дорожному лобби продавить краевые власти или же Минтранс с КГБУ «Управление автомобильными дорогами и траснпортом» по доброй воле пересмотрели свой взгляд на экономику отрасли, останется за кадром. Контракты вновь будут трехлетними, разве что лоты были раздроблены: с 7 прежних на 10 новых, впрочем также объединенных по географическому принципу. Увеличение числа лотов заказчик объясняет просто: «с целью повышения качества содержания».

Говоря о контрактах, которые будут заключены на три года, глава Минтранса Алмаз Закиев отметил, что в проектах новых контрактах ужесточены требования к выполнению обязанностей дорожниками. «Мы услышали членов Заксобрания и решили пересмотреть наше решение по введению одногодичных контрактов с подрядчиками. Договоры будут заключаться на три года. Мы переработали контракты, усилили показатели по ДТП, откорректировали срок реагирования на замечания заказчика, ужесточили условия расторжения контрактов», — пояснил Закиев.

Аукционная документация была опубликована на портале госзакупок 29 февраля 2016 года. Общая стоимость 10 контрактов по содержанию региональных дорог составляет около 4,5 млрд рублей. Самый «маленький» контракт предварительно оценивается в 216,3 млн рублей, самый крупный — в 675,5 млн рублей. В техническом задании контрактов перечислены уборка снега, очистка дороги, инженерных и других сооружений и объектов во все сезоны, ямочный ремонт и другие виды работ.

В условиях подачи заявки к участникам торгов на контракты 2016–2019 гг. предъявляются требования не только обеспечить свою заявку в размере около 0,5% от стартовой цены контракта, но и доказать свой опыт в данной сфере, предъявив исполнение схожего контракта (с учетом правопреемства) на крупную сумму. Кроме того, подрядчик будет обязан привлечь к исполнению договора субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены договора. Может, поможет.

Контракты будут разыграны 31 марта 2016 года.

"