Posted 12 апреля 2016,, 05:00

Published 12 апреля 2016,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 15:55

Updated 2 марта 2023,, 15:55

Михаил Гофман: На дороге справка от психиатра у всех есть, а здравого смысла — не достает

12 апреля 2016, 05:00
Анастасия Вяткина
В интернете и оффлайне часто высказывается мысль о том, что каждому второму пермяку нужны курсы повышения водительского мастерства. Есть и оппоненты такого мнения — ни к чему тратить деньги и время, если за рулем не первый год. Наш собеседник начал преподавать водительское мастерство более 15 лет назад, у него есть собственное мнение.

— За последние годы многократно увеличилось количество автомобилей, а дороги стали, как бы их не ругали, несоизмеримо лучше. Скорости поднялись — там, где можно серьезно разогнаться, действительно происходит больше аварий. Сам стараюсь ездить как можно реже, просто не решаюсь, лучше пешком пройтись. В нулевых годах был нонсенс, когда один водитель останавливал другого, который чем-то его обидел. Сейчас люди стали злее. Теперь это повсеместно практикуется, ездит огромное количество автохамов. И лучший рецепт здесь — не связываться, пропустить. Это не известное «дай дорогу дураку», ведь дураков на дороге нет. Потому что всех есть справки от психиатра.

Есть хамы, есть вежливые водители. Я в свое время выделял 12 типов водителей по их психотипу — за рулем у человека проявляется его истинная подсознательная сущность, вне зависимости от того, женщина это или мужчина, старый или молодой. Наличие хорошего автомобиля не говорит о том, что человек будет вести себя вежливо — если он подавляет агрессию в жизни, то она вся будет выходить за рулем. И в части случаев точно можно сказать, что человек ведет себя рулем так, как ему деньги достались на этот автомобиль. В любом случае, не нужно позволять такому водителю «зацепить» себя. Кто занимается какими-либо единоборствами, знает, что в драке побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кому удается избежать драки. Но не нужно думать, что кто-то кому-то мешает ездить специально, ведь все, что случается с человеком за рулем — его же рук дело. Все зависит от него самого.

Из всех, кто приходил ко мне заниматься, лишь 2% людей правильно сидели в машине. Остальные понятия не имели о безопасной и надежной посадке за рулем, предпочитая стиль «рулю одним пальцем». И также они понятия не имели о законах физики, которые управляют всем, что происходит. После долгих занятий я тестировал своих учеников, кто сможет внезапно применить полученные навыки в критической ситуации — получалось лишь у 3%.

Я перестал заниматься водительской подготовкой поняв, что мои ученики не слышат главной мысли. Никакие выученные приемы не спасут в критической ситуации, потому что учиться надо не попадать в критические ситуации. Один мой ученик однажды приехал с подарком, с благодарностью за занятия и словами «Если бы не вы, я бы уже был не живой». Рассказал, как ехал по трассе, его вынесло с дороги и он перевернулся несколько раз. На занятиях мы рассматривали похожие ситуации. Я же ответил, что плохо его научил. Научил бы хорошо — не было бы этой ситуации. У человека появляется ярко выраженная надежда, что его новые навыки ему помогут на дороге. Это неправильно. Поможет только гипертрофированная предусмотрительность.

Зачастую все эти «знания» скорее опасны, чем нужны. Каждый человек имеет свой собственный здравый смысл, и в жизни, и садясь за руль. Мозги надо включать не вместе с зажиганием, а даже чуть пораньше. Каждую поездку нужно обдумывать: маршрут, ситуации, обходные пути. Это приобретенный навык, предусмотрительность и осторожность. Поэтому я считаю, что контраварийное вождение не поможет, если на наших хороших скоростных дорогах водители не начнут включать здравый смысл. Контраварийное вождение не поможет, пока по трассам едут большегрузы и автобусы, водители которых нарушают режим труда и отдыха.

С преподавателем, конечно, вы быстрее отработаете нужные моторные навыки. Но они не смогут вам помочь так, как предусмотрительность и осторожность на дороге. Только огромное желание и здоровый страх помогут не попасть в критическую ситуацию на дороге. Не адреналин нужно вырабатывать на дороге, а норадреналин — для этого нужно быть в готовности, что может что-то произойти. И в момент опасности у вас — не руки-ноги ватные и голова пустая, а полная собранность и готовность реагировать. Хороший водитель — не обученный водитель, а умный. Умный водитель — он и машину водить действительно умеет, и предусмотрителен, и страх у него есть. Надо чаще включать мозги!

"