Posted 5 октября 2009,, 09:42

Published 5 октября 2009,, 09:42

Modified 2 марта 2023,, 17:07

Updated 2 марта 2023,, 17:07

Renault заставляют спасать «АвтоВАЗ»

5 октября 2009, 09:42
Становится ли Россия кошмаром для Renault?

Российский рынок продолжает падать, и премьер-министр Владимир Путин предъявил французской компании настоящий ультиматум: «Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей», заявил он 2 октября на совете министров. Проще говоря, либо президент Renault Карлос Гон (Carlos Ghosn) согласится дать средства на спасение АвтоВАЗа, либо доля французского автопроизводителя будет размыта.

В декабре 2007 года Renault приобрел четверть капитала «АвтоВАЗа» за 665 миллионов евро. В то время российский рынок был одним из самых быстроразвивающихся в Европе. Но кризиса он не выдержал: продажи автомобилей скатились на 51 процент за первые 8 месяцев 2009 года.

Обветшалые заводы, унаследованная с советских времен культура производства, некачественные машины (по последним опросам, от их приобретения отказываются 60 процентв россиян) — все это не позволило «АвтоВАЗу» устоять на ногах. В августе остановились сборочные линии гигантского завода в Тольятти, расположенного на берегах Волги. В сентябре производство возобновилось, но его нынешний объем составляет лишь половину от докризисного. Зарплаты сократились вдвое (6 000 рублей), а к декабрю число увольнений достигнет 28 000.

Весной правительство выделило компании 25 миллиардов рублей на погашение долгов. Но этого оказалось явно недостаточно.

С советских времен этот промышленный монстр — 102 000 рабочих, около 20 замдиректоров — является настоящей бездонной бочкой. Производимые им «Лады» — около 15 моделей, в которых подушки безопасности предусмотрены чаще всего лишь в виде опции — почти не находят покупателей, а у Renault не было времени на модернизацию предприятия.
Российские власти не намерены вновь облегчать карманы. «Мы пошли на то, что выделили первые 25 миллиардов рублей — и, по сути, защищая их (Renault-Nissan) интересы, сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакет», утверждает Путин.

Кроме того, эти заявления прозвучали в то время, когда правительство добавляет последние штрихи к проекту госхолдинга, в который должны войти три российских автокомпании (в том числе «АвтоВАЗ»), а также принадлежащая» Сбербанку» доля Opel. И что же станет с активами Renault в этой огромной «Монополии»?

Рекапитализация с размыванием долей иностранных инвесторов представляет собой классический прием ведения бизнеса в России. В то же время 29 сентября Владимир Путин решил очаровать иностранных инвесторов, уверив их, что государство ослабит свое давление на экономику страны.

В Renault решили воздержаться от комментариев по поводу заявлений Путина. «С Путиным у нас хорошие отношения», — еще недавно говорил Карлос Гон. По мнению Гетана Тульмонда (Gaétan Toulemonde) из Deutsche Bank, русские вероятно хотят «надавить на Renault, чтобы добиться передачи технологий». Даже если Renault и не мог предвидеть обрушение российского рынка автомобилей, его вложение в АвтоВАЗ оборачивается катастрофой. Так, ему пришлось обесценить свою долю российской компании, которая стоит сейчас не более 295 миллионов евро. Кроме того, «Renault должен был получить 165 миллионов роялти во втором полугодии 2008 года, но ему перечислили лишь 50 миллионов», продолжает Гетан Тульмонд. В июне генеральный директор «АвтоВАЗа» Ян Винсен (Yann Vincent) был вынужден уступить свое место россиянину под давлением властей.

«Россия и альянс с «АвтоВАЗом» остаются нашими стратегическими приоритетами, — еще недавно говорил генеральный директор Renault Патрик Пелата (Patrick Pelata). — Но на этом пути будет немало трудностей». Слова оказались пророческими.

"