Posted 17 июля 2016,, 12:30

Published 17 июля 2016,, 12:30

Modified 2 марта 2023,, 14:43

Updated 2 марта 2023,, 14:43

Анастасия Вяткина о пьяных водителях-рецидивистах: «Машину не пропьешь под угрозой развода»

17 июля 2016, 12:30
Сколько водителей в Пермском крае, повторно задержанных в состоянии опьянения за рулем, за последний год получили реальные наказания после введения уголовной ответственности? Возможно ли введение конфискации автомобиля за такое нарушение и кто может противостоять пьяному водителю, которого не пугает судимость? Об этом — в авторской колонке редактора раздела «Авто» Properm.ru.

Уголовное наказание за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения было введено с 1 июля 2015 года. Тогда, год назад, хотелось верить, что под угрозой реального наказания, потери свободы и получения реальной судимости (а ведь это черная метка на долгое время), ни один дурак не полезет за руль выпимши после того, как его уже лишили водительских прав за это. Но нет — полезли.

За год в Пермском крае таких дураков набралось больше трех тысяч. Среднего портрета нет, сообщили мне в краевой Госавтоинспекции. И стар, и млад, и беден, и богат, как говорится. Все в разных социальных условиях, разного возраста, с разным местом проживания.

Сейчас Пермский край находится на 2-м месте в России по количеству возбужденных уголовных дел за это нарушение. Но не потому, что много пьют. У нас хорошо задерживают. Только с начала 2016 года в Прикамье на дорогах были пойманы 9300 пьяных водителей, и еще больше — за вторую половину 2015 года. На всю эту синюю братию пришлось более 3 тысяч рецидивистов. Даже калькулятор не нужен, чтобы подсчитать: каждый шестой пьяный водитель уже лишен прав за пьянку за рулем, но повторяет ошибку.

Здесь уточню, что водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения ГИБДД не «делит», так как вторые зачастую отказываются от медосвидетельствования, видимо опасаясь постановки на учет в наркодиспансере. В любом случае, и за доказанный факт управления в состоянии опьянения, и за отказ от медосвидетельствования у нас применяется одинаковая ответственность.

Задержали за год более 3 тысяч. Уголовных дело заведено — 2 943 штуки (примерно 1,5 тысячи приходится на 2016 год, кстати). Реальное наказание получили — 1380 человек. Где остальные? Ну так процесс не быстрый: задержать, доказать, осудить. Дознание проводится по закону в течение 30 суток, но можно продлить еще на столько же в некоторых случаях. Из 554 наказанных в 2015 году лишь 216 сразу признали свою вину, из 826 наказанных в 2016 году — 310. Остальные барахтаются, надеются на адвокатов. В общем, резина тянется не быстро.

И вот какое дело — все чаще стали всплывать предложения о том, что автомобиль у таких нарушителей надо бы забирать. Прав-то нет, а тачка — есть. Так и манит прокатиться с ветерком. Трезвый контролирует себя, а пьяный — увы.

Сейчас дорогой читатель искренне возмутится, мол конфискация, как можно, институт собственности и вот это вот всё. А в Беларуси сработало! У них не просто рецидивистов меньше стало, у них в целом пьяных за рулем стало меньше. Раза в два.

Да и о конфискации автомобиля в России речи не идет. В правоохранительных органах все чаще обсуждается такая схема: автомобиль задерживается как «орудие преступления» и помещается на штрафстоянку (за три копейки в день) ровно на время лишения прав. Чтобы не было соблазна.

Сработает? Вполне возможно. Потому что за потенциальным рецидивистом присматривать будет уже не полиция. Следить за поведением и намерениями, отбирать ключи — все может делать семья. А под угрозой развода машину пропить куда сложнее.

"