Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
15 февраля 2017, 19:00

Правда или нет? Боремся с заблуждениями о системе ЭРА-ГЛОНАСС

Правда или нет? Боремся с заблуждениями о системе ЭРА-ГЛОНАСС
Фото: LADA
С 2017 года все выпускаемые в обращение новые автомобили должны быть оснащены терминалами российской системы, которая должна помочь спасти жизни при ДТП. При этом о самой системе и ее работе существует множество мифов и «страшилок». Разбираемся, что правда, а что нет, вместе с пермским разработчиком автомобильного терминала ЭРА-ГЛОНАСС.

Напомните, зачем ЭРА-ГЛОНАСС?

В медицине катастроф есть понятие «золотой час». Если в течение 1 часа после тяжелой аварии пострадавшему человеку успевают оказать медицинскую помощь, он выживает в 90% случаев. На этом построен весь смысл ЭРА-ГЛОНАСС, на оперативном реагировании. Применение системы ЭРА-ГЛОНАСС позволит спасать около 4 тысяч жизней в год.

  • с 1 января 2015 года — системой должны быть оснащены ТС, впервые проходящие процедуру одобрения типа
  • с 1 января 2016 года — все выпускаемые в обращение ТС, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, опасных грузов, твердых бытовых отходов
  • с 1 января 2017 года — все выпускаемые в обращение ТС

Как это устроено?

В автомобиле терминал ЭРА-ГЛОНАСС находится, как правило, ближе всего к центру масс. Внутри терминала — датчики автоматического определения силы удара. В момент ДТП терминал автоматически определяет тяжесть удара, встроенные акселерометр и гироскоп просчитывают коэффициент ASI-15, определяющий степень тяжести ДТП. Если этот коэффициент превышает пороговое значение, то терминал автоматически устанавливает экстренный вызов в службу ЭРА-ГЛОГАСС. При этом вызов идет по выделенному каналу. Новый год, перегруженная сотовая сеть — это все не помеха, ваш звонок все равно пройдет. Одновременно с этим звонком по еще одному выделенному каналу передается пакет MSD, минимальный набор данных о происшествии: марка, модель и цвет автомобиля, сила тяжести ДТП, место происшествия, скорость до удара и в некоторых случаях профиль ускорения.

Все это оказывается на экране диспетчера ЭРА-ГЛОНАСС, и в тот момент, когда он устанавливает голосовую связь с пострадавшим автомобилем, ему остается только уточнить, что произошло и дождаться ответа от людей в машине. Если на голосовой вызов никто не ответит, диспетчер отправляет ближайшую Скорую. Какая из карет находится ближе всего к месту происшествия видно в системе мониторинга транспорта ГЛОНАСС, которой уже давно оснащены медицинские автомобили.

Пермяки это придумали?

Придумали — нет, но разработали, произвели и сертифицировали устройство действительно первыми в России. Компания со штаб-квартирой в Перми Fort Telecom участвует в проекте ЭРА-ГЛОНАСС с 2010 года, являясь одним из ведущих разработчиков абонентского оборудования для проекта. Компания регулярно участвует в тестировании инфраструктуры и работает с автопроизводителями, помогая интегрировать в проект новые транспортные средства. Осенью 2014 года терминалы ЭРА-ГЛОНАСС производства Fort Telecom стали первыми устройствами, которые прошли испытания в краш-тестах на полигоне ФГУП «НАМИ». О том, как все начиналось, Properm.ru рассказывал еще в 2014 году. Теперь же вместе разберемся с целой коллекцией заблуждений о работе системы и устройств ЭРА-ГЛОНАСС.

Владимир Макаренко, директор по развитию Fort Telecom:

Терминал начали разрабатывать в 2010 году. Когда в 2013 году приняли техрегламент, по которому все автомобили должны оснащаться таким терминалом, он у нас уже был. Поэтому мы сразу начали процесс сертификации. Нам в спину дышали гиганты с оборотом в 2–6 млрд евро: Magneti Marelli, Continental, Denza… Но первыми оказались мы. Осенью 2013 года мы получили первый в истории ЭРА-ГЛОНАСС сертификат на устройство. Большинство компаний в мире, автопроизводителей, думали, что ЭРА-ГЛОНАСС не будет. Что что-то не случится, что-то отменят, что-то пойдет не так. Но все пошло так.

Сейчас мы сотрудничаем и сертифицированы с 43 автопроизводителями, включая Volvo, Scania, MAN, DAF. По легковым мы сертифицированы с китайскими брендами: Lifan, Changan и другими. С массовыми брендами работают другие производители оборудования, с мировыми именами. А вот с «Автовазом» мы дружим, недавно проходили тесты нашего оборудования на одной из моделей LADA. Можно сказать, что «Автовазом» у нас конфетно-букетный период.

Оборудование, от которого зависит безопасность и жизнь людей, — огромные риски для любого автопроизводителя. Если происходит какая-то ситуация, когда оборудование должно послать сигнал, этот сигнал должен быть отправлен и доставлен. Никакие суды автопроизводителям не нужны, поэтому они выбирают то, что действительно работает.

Правда или нет?

С помощью ЭРА-ГЛОНАСС можно установить маршрут передвижения любого транспортного средства — правда или нет?

— Это неправда. Даже если бы очень хотелось, это было бы невозможно. По существующему техрегламенту Таможенного союза устройство ЭРА-ГЛОНАСС должно устанавливать соединение с оператором только в момент ДТП: в случае нажатия кнопки или автоматического срабатывания. Во все остальное время терминал находится в спящем режиме, у него нет фактической возможности передать какие-то данные. GSM-модуль устройства спит, связи с сервером нет. А если бы все GSM-модули в терминалах не спали, записывая и передавая информацию о передвижениях автмобиля с терминалом? Просто представьте, что внезапно в GSM-сетях страны появилось новых 2 миллиона абонентов. Операторы связи никогда на такое не пойдут!

Здесь стоит помнить, что обычный смартфон, который использует почти каждый из нас, имеет все возможности для организации слежения за перемещениями, и этим возможностями запросто можно пользоваться. Мониторинг за передвижениями транспорта действительно осуществляется с помощью системы ГЛОНАСС, но это реализовано с помощью других устройств и является коммерческой услугой.

Если нет GSM-покрытия, никакая ЭРА-ГЛОНАСС тебя не спасет — правда или нет?

— Покрытие сотовой связи есть на 98% федеральных автодорог, у операторов связи есть обязательства довести покрытие до 100%. Да, на региональных дорогах и дорогах местного значения с покрытием дела обстоят хуже. Если нет сети, то вас действительно не спасут. Однако нужно знать, что ваше спасение не зависит от вашего текущего оператора.

Существует Multi Virtual Network Operator — это виртуальный оператор связи ЭРА-ГЛОНАСС, который объединяет всех операторов сотовой связи. Таким образом, можно сказать, что сеть ЭРА-ГЛОНАСС — это сети МТС, Билайна, Мегафона и Ростелекома, объединенные в одну, вне зависимости от того, покрытие чьей сети есть в данный момент. Для передачи сигнала о ДТП выбирается самый сильный и устойчивый сигнал. Если нет никакой сети, то терминал ЭРА-ГЛОНАСС сделает определенное количество попыток вызова, дальше он запишет этот вызов в память (со всеми данными о происшествии) и вновь сделает вызов, как только сеть появится. Он будет пытаться сделать вызовы еще примерно 1 час.

Если вы оказались совсем в глуши, обычный терминал ЭРА-ГЛОНАСС вам не поможет. Однако нужно понимать, что львиная доля дорожных аварий с тяжкими последствиями происходит на трассах с интенсивным трафиком, т. е. на федеральных и региональных автодорогах. Также не стоит списывать со счетов системы спутниковой передачи данных.

— Примерно 1,5 года назад у нас была опытная конструкторская работа «Интеграция терминала ЭРА-ГЛОНАСС с системой «Гонец». Это российская система спутниковой передачи данных. Поэтому решения для условий дремучей тайги есть, но работа с ними — дело добровольное.

Для примера: покрытие «Голос/GPRS/Edge» и 3G у операторов МТС (вверху) и Tele2 (внизу)

Из-за обязательной установки терминалов ЭРА-ГЛОНАСС сильно подорожали автомобили — правда или нет?

— Это миф, который распространяют автопроизводители. Последние два года они работали в минус, за это время в стране накопился огромный отложенный спрос на автомобили — люди не покупали автомобили, люди стали делать только сейчас. Автопроизводители не скрывают, что даже с повышением курса рубля им не выгодно сохранять цены и уж тем более их снижать. Они будут пользоваться этим отложенным спросом и повышать цены. Если мы посмотрим на стоимость терминала ЭРА-ГЛОНАСС (ценники бывают очень разные, но возьмем один из самых дорогих) — это 200 евро, 12–13 тысяч рублей. Автопроизводитель скажет вам: но ведь очень дорого проводить сертификацию. Смотрите, сертификация с нуля стоит около 10 млн рублей. Разделите 10 млн рублей на объем производства в 100 тысяч автомобилей. Как видите, в промышленным масштабах установка терминалов ЭРА-ГЛОНАСС влияет на удорожание автомобиля в пределах 15 тысяч рублей. Поэтому когда говорят, что ваш автомобиль стоит дороже на 100 тысяч рублей, потому что там стоит терминал ЭРА-ГЛОНАСС, это некоторая уловка и оправдание производителей и автодилеров.

Еще раз напомним: с 1 января 2017 года терминалы должны быть установлены не на все автомобили вообще, и не на все новые, а на все выпускаемые в обращение ТС. То есть на те автомобили, которые впервые поступают на рынок РФ и получают документ ОТТС сроком на 3 года. Таким образом, происходит плавное оснащение устройствами прирастающего автопарка, а старые автомобили «докатывают» свой срок как есть.

Некоторые модели ушли с рынка, потому что слишком дорого их «разбивать» — правда или нет?

Для того, чтобы продавать новую модель автомобиля, производитель обязан провести сертификационные тесты с установленным в машине терминалом. Для проведения краш-тестов необходимо предоставить от 1 до 4 автомобилей. По заверениям некоторых автопроизводителей, разбить две машины чтобы продать четыре, не представляется разумным: проще не выводить на рынок новую модель, если она относится к нишевым и очень дорогим.

— Мы видели, как краш-тесты проходили Bentley Bentayga, на наших глазах были разбиты два автомобиля. Действительно, если автомобиль нужно сертифицировать, если ему нужно получать ОТТС, приходится проводить краш-тест как минимум одного автомобиля. Иногда достаточно одного теста, если установленная в автомобиле система осталась работоспособна после удара. Стоимость одного автомобиля, растворенная в масштабах производства — это лишь вопрос объема инвестиций автопроизводителя, который выводит на рынок России новую модель, и сроков. По примерным подсчетам, один такой краш-тест сделает остальные автомобили дороже не более, чем на 3% — при его стоимости (от 15,9 млн руб — прим.ред.) это «капля в море».

Большинство автопроизводителей, которые решили увести с рынка России некоторые модели «под знаменем» ЭРА-ГЛОНАСС, сделали так потому, что на эти автомобили не было спроса. Рынок с объема продаж в 2,6 млн автомобилей в год упал до 1.3 млн автомобилей в год — эти цифры говорят сами за себя. При этом на сертификацию моделей, на тот самый краш-тест с установленной системой ЭРА-ГЛОНАСС, автопроизводители стоят в очереди, в них нет недостатка.

Тысячи автомобилей застряли на границах, потому что их невозможно растаможить без ЭРА-ГЛОНАСС — правда или нет?

— Мы здесь говорим о подержанных автомобилях, о вводимых в обращение на территории России, у которых нет ПТС. Тысяч автомобилей на границах на самом деле нет: речь идет о 700–800 автомобилях, находящихся в основном на Дальнем Востоке. Это автомобили, на которые выдан сертификат безопасности конструкции транспортного средства до 31.12.2016. А значит эти автомобили могут эксплуатироваться на территории РФ без ЭРА-ГЛОНАСС. С этим на таможнях разобрались к началу февраля 2017 года.

Что касается подержанных автомобилей, вновь ввозимых в РФ уже в 2017, ситуация такая: действительно, автомобили должны ввозиться с установленными терминалами ЭРА-ГЛОНАСС. Да, теперь выгодно будет ввозить только массовые модели автомобили. Да, еще не придуман алгоритм, по которому могут ввозиться единичные модели, которые представляют собой какаю-то ценность. Но здесь нужно подумать вот о чем: мы можем бесконечно делать из нашей страны свалку из старых автмобилей из Японии и Германии. Когда там у них проблемы с утилизации, они сбрасывают их на нас. Это не очень правильно. И те меры, которые сейчас вводятся для того, чтобы стимулировать внутреннее производство автомобилей (речь идет о производстве любых марок внутри РФ — прим.ред.), правильны. Если ЭРА-ГЛОНАСС выступает здесь не только инструментом для спасения жизни людей, но неким экономическим инструментом, пусть будет так.

Невозможно поставить ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимую коммерческую технику (подержанные грузовики и автобусы) — правда или нет?

— У производителей терминалов ЭРА-ГЛОНАСС есть сертифицированные центры, где можно произвести установку терминалов на партию транспортных единиц. При этом необходимо уточнять, есть ли у центра сертификат именно на ввозимую модель. Если есть — никаких проблем: поставщик ввозит подержанные автобусы, интегратор оснащает их устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, дальше нужно получить сертификат безопасности конструкции, а с ним — на таможню за ПТС.

Мы отстали от Европы, где уже давно действует система экстренного реагирования при ДТП — правда или нет?

— Европейцам есть, чем у у нас поучиться. Потому что их аналогичная система eCall будет запущена 31 марта 2018 года. Сейчас эта система только создается, а ее инфраструктура копируется с российской. При этом ведется работа с обеих сторон, чтобы две системы были полностью гармонизированы между собой. С марта 2018 система eCall будет обязательна лишь для некоторых категорий транспортных средств, а полностью она будет запущена только в 2020 году. Если смотреть далеко в будущее, то после 2021 года будет создан единый коридор на основе китайской системы глобального позиционирования Beidou, и система экстренного вызова будет единой от Европы до Китая.