Posted 11 марта 2017,, 06:00

Published 11 марта 2017,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 14:32

Updated 2 марта 2023,, 14:32

Олег Коневских: «Ненормально, когда за убийство отправляют на курорт All inclusive, только в Ныробе»

11 марта 2017, 06:00
Анастасия Вяткина
Пермский журналист, потерявший дочь в ДТП, объяснил, почему нарушение ПДД есть преступный умысел на нанесение вреда. Слова об умысле — не только про водителя. Они про каждого предпринимателя-перевозчика, который отпускает таких водителей в рейс без единой проверки. «Авось ничего случится» перестало работать.
Сюжет
Колонка

С момента тяжелейшего ДТП, которое унесло жизнь 23-летней Кристины, минуло меньше года. За это время прошла череда судебных заседаний: виновник аварии путался в показаниях, обвинение просило максимальное наказание, суд вынес приговор, водитель КАМАЗа отправился отбывать срок. Отец погибшей девушки не считает наказание достаточным, ведь понести его должен не только водитель, севший за руль после пьяной ночи.

КАМАЗ не смог бы остановиться

Судья вынесла то решение, которое могла: усредненное, выше к верхней планке. Сейчас смертельные ДТП наказываются именно так — никак. Или условный срок, либо колония-поселение на недолгий срок. При назначенном наказании в 3,5 года, из колонии-поселения выходят через 1 год по условно-досрочному освобождению. Это как минимум странное наказание при наличии отягчающих обстоятельств.

Водитель КАМАЗа, который сбил мою дочь, не отрицал в своих показаниях, что накануне крепко выпивал, а в 6 утра он со спокойной душой сел за руль и поехал. Говорит: «Я уже выспался». А мы все прекрасно знаем, что в коварном состоянии похмелья внимание сильно рассеяно, восприятие искажено, и всё это очень плохо сказывается на вождении.

На суде сам водитель тупил, путался в показаниях и всеми силами выгораживал своего ИПшника. Мужику под 40 лет, за рулем большегруза из них почти пятнадцать. Я задавал ему много вопросов, пытался понять, а понимает ли он сам, что натворил. По показаниям он то ехал на мигающий желтый, которого там нет (отсутствие такой фазы у светофорного объекта нам подтвердили в Пермской дирекции дорожного движения), то он ехал на зеленый, то признавал, что ехал на красный. И так было в течение всего следствия и всего суда. В конце концов сказал, что всё признает.

У меня сложилось мнение, что он просто не видел светофор. На авось полетел. Со скоростью выше 70 км/час. При ограничении скоростного режима на участке дороги в 40 км/час. Лететь по Соликамской, в районе автобусной остановки, в районе пешеходного перехода, после поворота, на КАМАЗе с полуприцепом — это, конечно, круто. Он не смог бы остановиться, даже если бы увидел этот красный сигнал светофора. По тормозному следу, по записи с видеокамеры с магазинчика рядом, по показаниям других водителей, по результатам экспертизы — он даже не пытался остановиться на светофоре. Он пересек стоп-линию уже на красный сигнал светофора.

Друзья моей дочери завесили место ДТП венками. Но никого это не предупреждает. Пролёт на этот красно-желтый в этом месте на Соликамской, если нет автобуса, для многих водителей обычное дело. Я стал наблюдать, когда снова смог там ездить: из города в направлении КамГЭСа водители просто в этом месте пролетают.

За убийство — на курорт All inclusive, только в Ныробе

Ему дали наказание в виде колонии-поселения на 3,5 года. Условно-досрочное освобождение — не ранее, чем через год. Это глобальная проблема судебной системы. При смертельных последствиях ДТП надо давать реальные сроки. Потому как сейчас колония-поселения в отсутствии работы там — это курорт. На свежем воздухе, кормят, одевают, охраняют, оказывают медицинскую помощь — буквально All inclusive, только в Ныробе.

В законе есть формулировка «нарушение правил дорожного движения, по неосторожности повлекшее смерть человека». Но нет формулировки без этой «по неосторожности». Это обязательная формулировка, говорящая о том, что у виновника аварии не было умысла на убийство. А на самом деле, говорю как социолог, умысел на нарушение правил и есть умысел на нанесение вреда. Можно уйти в софистику и с деформированной логикой говорить о юридических формулировках. Но это не изменит того, что нарушая ПДД, ты осознаешь, что можешь спровоцировать аварию. Проезд на красный, обгон в запрещенном месте и им подобные нарушения — каждый водитель знает, что может попасть в ДТП из-за этого и нанести вред другим. Но нарушает. И это не неосторожность, а, как минимум, халатность. Неосторожность — когда я вышел на балкон, облокотился на перила и случайно столкнул горшок с цветком на улицу. Но если я решил сознательно этот горшок на улицу кинуть, то я должен осознавать, что он может упасть кому-то на голову. И за рулем также — все действия осознаны, будь то проезд на красный или выезд на встречную полосу на ледяной колее или снежной каше.

Через год-два-три человек, который убил мою дочь, выйдет на свободу. Еще пять лет после освобождения он не сможет восстановить водительские права. Это, пожалуй, единственное реальное наказание, которое я готов воспринимать всерьез.

Бабло рулит миром и «авось ничего случится»

Большегрузы редко проверяют, в основном, рейдово. Но вероятность, что ты попадешь в рейд, категорически мала. Что может поделать с этим Госавтоинспекция и надзорные органы с их урезанным после реформы полиции личным составом, я даже представить не могу. Разве что дистанционно вздыхать и сокрушаться, потому как штат сильно сократили, а восстанавливать его количество никто не собирается, уповая на фотовидеофиксацию. Только вот похмельный выхлоп камера на столбе как-то плохо ловит… Ни ГЛОНАСС, ни тахографы, ни фотовидеофиксация — ничего из этого не способно определить водителя, который полночи пил водку, а в 6 утра сел за баранку.

К суду оказалось, что собственник КАМАЗа — уже бывший собственник, автомобиль был продан. А этот самый водитель уже уволен, ровно накануне ДТП. А этот рейс был шабашкой. Того же водителя, на той же машине, на того же хозяина. Ни техосмотра автомобиля, ни медосмотра водителя перед рейсом там не было. Выяснилось, что эти осмотры проводил сам ИПшник, у которого несколько грузовых машин. И это повсеместно: заранее выписанные путевые листы, заранее проставленные подписи медика… Людей нисколько не впечатляет количество ДТП. Они считают, что можно поставить подпись под медосмотром на месяц вперед и больше ни за что не отвечать. Бог им судья, любой обман возвращается сторицей.

Напрягает то, что такие техосмотры-медосмотры продолжатся. Я очень плотно работал с автобусными перевозками. Такой хаос был и у них. Но есть целый ряд серьезных перевозчиков в Перми, которые отдают себе отчет. И были случаи увольнения механика, который подписал техосмотр даже не на неделю вперед, а на два дня. У ответственных перевозчиком считается нормальной практикой нанимать медиков на аутсорсинг для проведения предрейсовых медосмотров водителей. Потому что они понимают, что подвергать людей опасности и платить за ущербы потом будет гораздо хуже, чем так. Но кому-то это не надо: это затраты, бабло рулит миром и «авось ничего случится». Случилось!

"