Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
4 июня 2010, 14:13

Владимир Путин поручил выделить на программу утилизации еще 10 млрд рублей

Владимир Путин поручил выделить на программу утилизации еще 10 млрд рублей
Лидером продаж автомобилей оказался АвтоВАЗ.

Правительство России услышало многочисленные просьбы о продлении программы утилизации старых автомобилей. Вчера премьер Владимир Путин поручил выделить на нее в 2010 году дополнительные 10 млрд руб. Одно из основных условий, поставленных главой правительства, — обеспечить плавный выход из программы в 2011 году - пишет РБК. В западных странах с отменой аналогичных мер отмечалось резкое падение продаж. Впрочем, эксперты надеются, что к следующей весне российский авторынок сможет расти и без государственной помощи.

Программа утилизации стартовала 8 марта 2010 года и должна была завершиться к ноябрю. Выделено на нее было 10,5 млрд руб. С учетом организационных расходов на эти средства запланировано выдать 200 тыс. сертификатов. В своем нынешнем виде программа утилизации позволяет заменить менее 1,5% парка всех машин старше десяти лет. Но для рынка поддержка существенна — около 15% от объемов 2009 года.

Поначалу Владимир Путин и сам подстегивал интерес к утилизации, заявив в марте, что покупателям стоит поспешить воспользоваться льготными условиями. За первый месяц действия программы было продано 15,7 тыс. автомобилей и оформлено 50 тыс. свидетельств. Вчера же количество выданных сертификатов достигло уже 179,5 тыс., а проданных машин — 65 тыс. И, как рассказал в среду на встрече с Владимиром Путиным министр промышленности и торговли Виктор Христенко, уже к 12 июня все сертификаты могут быть выданы.

Как заявил вчера на заседании правительства Владимир Путин, в целом программа работает эффективно и является действенным средством поддержки автомобильной промышленности. «Считаю необходимым увеличить финансирование в текущем году по этой программе еще на 10 млрд руб.», — сказал он, попросив при этом представить предложения по плавному выходу из этой программы в 2011 году.

Со стартом программы утилизации продажи на российском автомобильном рынке смогли преодолеть отметку в 100 тыс. машин в месяц, прибавив в марте почти 40%. Несомненным лидером оказался АвтоВАЗ. По данным Минпромторга, на сегодня по программе утилизации продано порядка 47,7 тыс. автомобилей Lada. Показатели других марок на порядок ниже — Renault — около 3,7 тыс. машин, Ford — около 2,5 тыс., «УАЗ» — 2050, «ГАЗ» — 1880. До старта программы опросы показывали, что более половины желающих в ней участвовать намеревались купить иномарку, но на практике спрос на вазовскую «классику» оказался столь ажиотажным, что заводу пришлось срочно наращивать ее производство: в мае оно было увеличено на 76,3%, до 17,6 тыс. штук.

Но в мировой практике с окончанием программ поддержки государством авторынка продажи резко падали. «Безусловно, мировая практика учитывалась, и именно с этой целью поручено предусмотреть постепенный выход из программы, чтобы минимизировать негативные последствия», — рассказал РБК daily пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.

Но остаются и другие проблемы. Как отметил Виктор Христенко, задержка между предъявлением машины к утилизации и сделкой по приобретению новой машины составляет примерно два с половиной месяца. Желая стимулировать дилеров не затягивать продажи, Минпромторг ввел ограничения: соотношение выданных сертификатов и проданных машин в мае 3 к 1, в июне — 2 к 1. Будут ли теперь эти ограничения ослаблены, пока неясно.

Все аналогичные программы других стран были направлены на поддержку рынка на пике падения и, как правило, заканчивались с восстановлением рынка. Как отмечает директор практики по оказанию аудиторских услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров, практика показывает, что механизмы плавного выхода — не простой вопрос администрирования. «Можно вводить ограничения на участников, на финансирование в определенные периоды и т.д, — отмечает он. — Но мы видим сейчас усиление рыночных тенденций, так что у программы утилизации может постепенно снижаться значение, и дополнительных мер по выходу из нее не потребуется». Как добавляет представитель аналитической компании JATO Dynamics в России Владимир Видулов, ажиотаж связан с тем, что покупатели боятся не успеть. «Но в марте 2011 года можно ожидать уже естественного роста продаж, и если программа утилизации дотянет до этого срока, то выход будет вполне плавным», — говорит он.