Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
31 марта 2011, 10:30

Андрей Тарасов: культура на дорогах появится через 50 лет

Андрей Тарасов: культура на дорогах появится через 50 лет
Инструктор «Центра повышения водительского мастерства» рассказал Properm.ru о преодолении страха после аварии, культуре вождения и причинах мужского шовинизма на дорогах.
Андрей Тарасов — не обычный инструктор, с которым можно встретится в автошколе. На занятия к нему приходят люди, уже имеющие водительское удостоверение не один год, но желающие научиться «защитному» вождению.

— Андрей, объясните нам и нашим пользователям, в чем отличие защитного вождения от экстремального?
— Экстремальное вождение — умение справиться со сложной дорожной ситуацией, в которую может попасть каждый. Защитное вождение — это способ не допустить сложную ситуацию. Эта дисциплина включает в себя не столько умение мастерски управлять машиной, сколько прогнозировать ситуацию, уметь разделять опасности на мнимые и не мнимые, оценивать свои возможности и возможности автомобиля. Мы не автогонщики. И не хотим ими быть, просто хотим ездить безопасно. Нужно понимать, как будет вести себя машина на льду, в колее, в снежной каше. А начинающие водители этого совсем не знают, так как автомобильное образование у нас не на высоком уровне, к сожалению.

Сесть за руль после аварии - преодоление страхов.

Страха нельзя лишить, но его можно преодолеть. Многие аварии случились из-за того, что человек не знал, как управлять автомобилем в данной ситуации. А думал, что знал. Если происходит череда мелких ошибок, надо проанализировать «что я делаю не так» и что-то в себе изменить. Смотреть по сторонам, решать свою проблему. Это делается в комфортной обстановке, чтобы человек понимал, никто не будет над ним глумиться. В спокойной ситуации, на площадке попытаться этот путь пройти. А потом и в город выехать, и на трассу. Люди начинают снова ездить, без страха, но более вдумчиво – авария была хорошим уроком.
— Автошколы сегодня больше ориентированы на обучение вождению или процесс получения прав?
— В большинстве своем на получение прав. Автошколы сегодня системно не готовят к вождению. Есть такая фраза «повезло с автошколой, повезло с инструктором». Если инструктор попался порядочный и честный человек, то он все, что знает, расскажет и отдаст. Ну а если не повезло? Тогда человек заканчивает автошколу, получает права, и мы видим то, что происходит на дорогах каждый день. Во многих странах система обучения вождению двухуровневая. Например, в Австрии первый год человек ездит по временным правам с ограничением на скоростной режим и движение в ночное время. И только лишь после года сдает тест, получая основные права. Наши сегодняшние автошколы должны учить водить, а учат крутить баранку по знакам и позволяют сдать экзамен.

— Почему же сегодняшние коммерческие автошколы не используют советский опыт ДОСААФ, ведь тогда была довольно жесткая система обучения?
— В СССР действительно учили вождению лучше. В армии многих обучали, в школах предмет «Автодело» был. Сама система подготовки была более жесткой и готовила водителя к ответственности. Когда началась перестройка, спрос на обучение стал расти, причем именно получить права, а не научиться водить. И ведь раньше обучали по 32-часовой программе. Потом стало 10 часов и меньше контроля, даже с точки зрения приема экзамена. Проехать два поворота на первой-второй передаче и получить права — это ни сколько не показывает навыки вождения. В той же Франции или Германии минимум 30 минут едут по городу, где оценивают навыки не только управления автомобилем, но и планирование маршрута, учет его безопасности. Учат и на автобанах, и ночью. Только недавно этот провал в обучении стараются изменить за счет большего количества часов и изменения методики приема экзаменов.

Мужской шовинизм: ты дура, и на машине ездить не можешь.

Эта проблема от изменения мира и общества в нем. Патриархат уходит. А у женщин появляется больше возможностей, которые они используют правильно. А часть мужчин, видя все это, просто самоутверждаются: «ну хотя бы в машинах я должен понимать лучше!». На самом деле все зависит от среды воспитания. Если девушка растет там, где допускается в отношениях и разговорах полный беспредел, и потом попадает в автошколу, где инструктор при ней может курить и материться, то она вырастает с убеждением «мне тоже все можно». Иной среды она и не видела. А мужчины ведут себя так же, только у них машины серьезнее. И когда вот эти тонированные «девятки» летают, как могут – это разве не обезьяны с гранатой? А женщины водят автомобиль менее рискованно и более безопасно. В придачу вспомню Юту Кляйншмидт, это же потрясающая женщина, какой тут может быть мужской шовинизм!
— А как вы стали инструктором?
— Путь был долог. После окончания Уфимского авиационного института по распределению оказался в Перми, работал в КБ завода Свердлова. Потом ушел в рекламу, но осознал, что мне трудно продавать рекламные проекты. Причем все это время помогал друзьям и знакомым с вождением. Мне порекомендовали мое хобби превратить в профессию. После работы в автошколе понял, что мне интереснее обучать людей, которые знают, чему хотят обучиться. Люди приходили за правами, а мне было интересно обучать вождению. Уже позднее я учился защитному вождению в представительстве Honda в Москве, в «Академии скорости» Mazda у известного гонщика Олега Киссельмана. А потом сам уже обучал и в частном порядке, и для менеджеров автомобильных салонов корпоративные занятия проводил. И до сих пор учусь. Я убежден, что вождение — та область, в которой необходимо постоянно совершенствоваться. Меняется машина, меняется дорога, меняется наш возраст и физическое состояние, сезоны года и под это все нужно подстраиваться.

Инструктор по вождению - сложная работа, требующая терпения чрезвычайного.

В опытных автошколах есть лицензия на спецкурс подготовки инструкторов, но там занятия больше для технических знаний. А психологической подготовки нет. А все ли могут быть терпимы к своим курсантам? Вот приходит ко мне из автошколы мужчина около 40 лет, довольно успешный в жизни и говорит: «в автошколе меня назвали необучаемым». Нужно чувствовать человека, уметь общаться. Не казенным словом «психолог» называться, а быть терпеливым, внимательным, слушать и понимать. Чтобы человеку было понятно, приходится менять тактику обучения. Но якобы «необучаемый» потом вполне прилично ездит на машине.
— Культура вождения — что это? И как у нас с ней в Перми?
— Трудно с ней у нас в Перми. Доводилось обучать тюменских ребят. По их мнению, самый агрессивный тюменский водитель оказался тише и спокойнее самого тихого и спокойного пермского водителя. С взрослыми людьми на занятиях разговариваю. И вроде понимают все, что надо быть спокойными, но... Люди нетерпимые, нелегкая жизнь отражается на культуре. В Уфе, в Тюмени по сравнению с Пермью ездят куда более спокойно, пешеходам уступают сразу же. Пермским водителям еще есть куда воспитывать свою культуру вождения. Это задача инструкторов в автошколах. Когда приходят молодые люди учиться, им нужно начинать прививать эту культуру. По капельке, по капельке. И мы станем культурными на дорогах лет этак через 50.... Культура изменяется медленно. Начни с себя и делай, что должен.


Беседа, фото: Анастасия Вяткина