Posted 25 июля 2011, 05:22
Published 25 июля 2011, 05:22
Modified 2 марта 2023, 17:30
Updated 2 марта 2023, 17:30
Сколько раз приходилось видеть в фильмах о войне немецких мотоциклистов: характерные каски — штальшуцхельм, серые мундиры или камуфляж, зачастую с закатанными рукавами, в коляске восседает пулеметчик.
Нередко роль фашистских мотоциклов в отечественном кинематографе играли «Уралы» — уж больно похожи. Не удивительно, ведь «Урал» а также «Днепр» ведут свою историю от тяжелого советского мотоцикла М-72, скопированного в свою очередь с немецкого BMW модели R71. Причем выпуск М-72 был налажен еще весной 1941 года, а с 41 по 60 годы М-72 выпускался сразу на нескольких заводах: ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит) и КМЗ (Киев).
К слову, послевоенные «Иж», «Минск» и «Восход» конструктивно отталкивались от мотоциклов другой немецкой марки — DKW. Получается, что весь наш послевоенный мотопром во многом обязан мотопрому немецкому. Тем интересней познакомиться с техникой — с одной стороны вражеской, с другой стороны... почти нашей. Герой этого теста — тяжелый мотоцикл BMW R75 Sahara 1943 года выпуска.
BMW R75 Sahara — одна из жемчужин коллекции комитета ретроавтомобилей и ретромотоциклов. Коллекция насчитывает порядка 25 единиц мототехники. Кроме представителей марки BMW есть в ней и немецкие Zundapp, DKW, NSU, и американский «Харлей» в «униформе» военной полиции, и конечно же, отечественный М-72.
Изначально большая часть мотоциклов BMW, стоящих на вооружении германской армии, представляла собой варианты глубокой модернизации довоенной модели R32 образца 1923 года. Эта техника показала себя не с лучшей стороны еще во время боевых действий в европейских странах: мотоциклы, спроектированные для движения прежде всего по дорогам, нередко выходили из строя и вообще нуждались в частом техническом обслуживании.
Учитывая, что интересы Гитлера распространялись на Африку и Россию, армии Вермахта был нужен более выносливый мотоцикл. BMW R75, разработанный конструктором Алексом фон Фалькенхаузеном, стал именно таким транспортным средством.
BMW R75 широко использовался в боевых действиях, где прежде всего требовалась мобильность. Данный мотоцикл состоял на вооружении как разведывательных подразделений пехотных и танковых корпусов, так и отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. Также R75 использовала полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция.
А в воздушно-десантных войсках BMW R75 и вовсе был единственным наземным транспортным средством — мотоциклы с коляской и его полугусеничную версию доставляли к месту высадки на внешней подвеске «Юнкерсов».
R75 получился достаточно маневренным и скоростным, но главным его козырем была проходимость. По этому параметру он не знал себе равных среди мотоциклов и мог тягаться даже с полноприводными автомобилями.
Высокую проходимость обеспечивает понижающий редуктор, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, в которой предусмотрен и задний ход. В мосту, соединяющем заднее колесо мотоцикла с колесом коляски, установлен дифференциал с механизмом блокировки.
Поскольку для лучшей управляемости и маневренности колесо коляски смещено вперед, мост данного колеса тоже смещен вперед посредством дополнительной зубчатой передачи.
Вариант Sahara предназначался для танковой армии «Африка», которой командовал Роммель. Основная отличительная особенность «Сахары» — расположенный сверху на бензобаке и закрытый колпаком, напоминающим немецкую каску, воздушный фильтр.
Также Sahara, в отличие от «просто» R75, имеет еще большее количество всевозможных емкостей для боеприпасов и запчастей, кронштейнов и ремней для крепления канистр и маскировочных сетей. Окраска под цвет пустыни — желто-песочная.
Впоследствии часть «Сахар» была переброшена на восточный фронт. Всего в 1941-1945 годы было выпущено более 18 000 мотоциклов BMW R75. Интересен тот факт, что после войны в 1946 году на территории ГДР в городе Айзенах было выпущено еще 150 штук таких мотоциклов по заказу правительства СССР. По не официальным данным, для правительственных эскортов.
Прокатимся? Но не все так просто, оказывается.
— Ручка газа автоматически не возвращается назад, если ее отпустить, — как на современных мотоциклах, — предупреждает хозяин мотоцикла и заводит «Сахару» кик-стартером.
— Некоторое время нужно ехать с не до конца отпущенным сцеплением.
Левой рукой выжимаю сцепление, рычажок КПП, что справа на бензобаке, в положение 1. В этот момент мотоцикл ощутимо дергается вперед. Поиграв немного ручкой газа, чтобы понять, в каком ее положении какие обороты выдает двигатель, начинаю отпускать сцепление. Едем.
На ухабах руль мотоцикла дергается, а вместе с ним дергается и рука на рукоятке газа. От этого и само движение мотоцикла тоже становится дерганным. Но несколько кругов по полю — и можно приноровиться.
В первые же дни Великой Отечественной войны немецкое командование отмечало, что моральных дух личного состава подавлен — огромными территориями Страны Советов, удаленностью населенных пунктов и практически полным отсутствием дорог. А если дороги и встречались, то это были «автобаны» на песчаной подушке, с покрытием из щебня, пересыпанного песком. Немцы называли такую дорогу «сталин-асфальт».
После прохода по такому «асфальту» тяжелой техники дорога превращалась в подобие стиральной доски. В жаркие дни над дорогами висело сплошное облако пыли, значительно снижавшей видимость, а в дождь такой «сталин-асфальт» становился просто непроходимым.
Испытать BMW R75 Sahara в таких условиях у нас не было возможности. Но можно отметить, что по грунтовке тяжелый мотоцикл везет своих седоков достаточно комфортно. Не боится Sahara и выездов на поросшее высокой травой поле, хорошо справляется с глубокими ямами — нужно лишь вовремя суметь сбросить или добавить газ.
А оба сиденья подрессорены.
Двигатель очень тяговит, я, честно говоря, и забыл, что сзади прицеп. Однако несколько раз мотор все же заглушил. Но это из-за неумелой работы сцеплением и газом. Зато немного освоил запуск мотоцикла «с ноги».
И все же, как ни прогрессивен этот BMW для своего времени, управлять тяжелым мотоциклом даже просто в полевых условиях довольно тяжело — руки потом болят. Переживать по этому поводу за солдат Вермахта как-то не хочется — их сюда никто не звал. Но стоит помнить, что наши бойцы использовали очень схожий по конструкции и уж никак не менее суровый мотоцикл М-72.
И в любом случае, независимо от эмблемы на мотоцикле, это — наша история.