Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
25 июля 2011, 11:22

Ретро-драйв: BMW R75 Sahara

Ретро-драйв: BMW R75 Sahara
Популярность пришла к нему в годы Второй Мировой. Особенно преуспела в применении этого транспортного средства армия Вермахта.

Сколько раз приходилось видеть в фильмах о войне немецких мотоциклистов: характерные каски — штальшуцхельм, серые мундиры или камуфляж, зачастую с закатанными рукавами, в коляске восседает пулеметчик.

Нередко роль фашистских мотоциклов в отечественном кинематографе играли «Уралы» — уж больно похожи. Не удивительно, ведь «Урал» а также «Днепр» ведут свою историю от тяжелого советского мотоцикла М-72, скопированного в свою очередь с немецкого BMW модели R71. Причем выпуск М-72 был налажен еще весной 1941 года, а с 41 по 60 годы М-72 выпускался сразу на нескольких заводах: ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит) и КМЗ (Киев).

К слову, послевоенные «Иж», «Минск» и «Восход» конструктивно отталкивались от мотоциклов другой немецкой марки — DKW. Получается, что весь наш послевоенный мотопром во многом обязан мотопрому немецкому. Тем интересней познакомиться с техникой — с одной стороны вражеской, с другой стороны... почти нашей. Герой этого теста — тяжелый мотоцикл BMW R75 Sahara 1943 года выпуска.

BMW R75 Sahara — одна из жемчужин коллекции комитета ретроавтомобилей и ретромотоциклов. Коллекция насчитывает порядка 25 единиц мототехники. Кроме представителей марки BMW есть в ней и немецкие Zundapp, DKW, NSU, и американский «Харлей» в «униформе» военной полиции, и конечно же, отечественный М-72.

При собственной массе 81,5 кг прицеп способен брать на борт 350 кг груза. В комплект входит дополнительное дышло, к которому можно присоединить еще один прицеп, а к нему — еще один и т. д. Энтузиасты комитета говорят, что есть фотография, на которой BMW R75 тащит восемь (!) таких прицепов.

В прицепе могли перевозить 81-мм миномет s. Gr. W.34. Или даже буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм Во время «боя» на Шарташе русские солдаты поразили фашистский танк из противотанкового ружья, добытого в прицепе трофейной «Сахары».

Изначально большая часть мотоциклов BMW, стоящих на вооружении германской армии, представляла собой варианты глубокой модернизации довоенной модели R32 образца 1923 года. Эта техника показала себя не с лучшей стороны еще во время боевых действий в европейских странах: мотоциклы, спроектированные для движения прежде всего по дорогам, нередко выходили из строя и вообще нуждались в частом техническом обслуживании.

Учитывая, что интересы Гитлера распространялись на Африку и Россию, армии Вермахта был нужен более выносливый мотоцикл. BMW R75, разработанный конструктором Алексом фон Фалькенхаузеном, стал именно таким транспортным средством.

Пулемет проржавел и со спиленным бойком, но для вылазки с ним в город нужны соответствующие документы — все равно оружие.

BMW R75 широко использовался в боевых действиях, где прежде всего требовалась мобильность. Данный мотоцикл состоял на вооружении как разведывательных подразделений пехотных и танковых корпусов, так и отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. Также R75 использовала полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция.

А в воздушно-десантных войсках BMW R75 и вовсе был единственным наземным транспортным средством — мотоциклы с коляской и его полугусеничную версию доставляли к месту высадки на внешней подвеске «Юнкерсов».

В дополнение к основному багажнику коляска оснащена подвесными емкостями для боеприпасов и ЗИП. Вооружался мотоцикл пулеметом MG-34 и MG-42 либо огнеметом.

R75 получился достаточно маневренным и скоростным, но главным его козырем была проходимость. По этому параметру он не знал себе равных среди мотоциклов и мог тягаться даже с полноприводными автомобилями.

Высокую проходимость обеспечивает понижающий редуктор, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, в которой предусмотрен и задний ход. В мосту, соединяющем заднее колесо мотоцикла с колесом коляски, установлен дифференциал с механизмом блокировки.

Поскольку для лучшей управляемости и маневренности колесо коляски смещено вперед, мост данного колеса тоже смещен вперед посредством дополнительной зубчатой передачи.

Справа на бензобаке расположены рычаги КПП и понижающего ряда передач — водитель выбирал между Strasse и Gelande («улица» и «местность»).

Педаль блокировки межколесного дифференциала.

Проходимость проходимостью, но буксировочный крюк все же предусмотрен.

Вариант Sahara предназначался для танковой армии «Африка», которой командовал Роммель. Основная отличительная особенность «Сахары» — расположенный сверху на бензобаке и закрытый колпаком, напоминающим немецкую каску, воздушный фильтр.

Обычный R75 оснащался инерционно-масляным воздушным фильтром, расположенным на картере двигателя. Для «Сахары» его заменили на многослойный тканевый и разместили в наименее пыльной зоне. Благодаря такому решению упростилось и обслуживание фильтра.

Также Sahara, в отличие от «просто» R75, имеет еще большее количество всевозможных емкостей для боеприпасов и запчастей, кронштейнов и ремней для крепления канистр и маскировочных сетей. Окраска под цвет пустыни — желто-песочная.

Впоследствии часть «Сахар» была переброшена на восточный фронт. Всего в 1941-1945 годы было выпущено более 18 000 мотоциклов BMW R75. Интересен тот факт, что после войны в 1946 году на территории ГДР в городе Айзенах было выпущено еще 150 штук таких мотоциклов по заказу правительства СССР. По не официальным данным, для правительственных эскортов.

Компания BMW, изначально созданная как производитель авиамоторов, смогла успешно применить свой авиационный опыт и в постройке двигателей для мотоциклов, использовав оппозитную схему. Установленный поперек рамы двухцилиндровый оппозитник, привод заднего колеса карданным валом — эта схема до сих пор является визитной карточкой компании несмотря на то, что сегодня BMW использует и множество других технических решений. Четырехтактник «Сахары» объемом 745 кубических см выдает 26 л. с. Коромысла клапанов закрываются отдельной крышкой — для удобства обслуживания. Магнето оснащено механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания.

У каждого цилиндра собственный карбюратор.

Ротор генератора жестко закреплен на коленчатом валу.

Прокатимся? Но не все так просто, оказывается.

Ручка газа автоматически не возвращается назад, если ее отпустить, — как на современных мотоциклах, — предупреждает хозяин мотоцикла и заводит «Сахару» кик-стартером.

Некоторое время нужно ехать с не до конца отпущенным сцеплением.

Левой рукой выжимаю сцепление, рычажок КПП, что справа на бензобаке, в положение 1. В этот момент мотоцикл ощутимо дергается вперед. Поиграв немного ручкой газа, чтобы понять, в каком ее положении какие обороты выдает двигатель, начинаю отпускать сцепление. Едем.

Рычажок тормоза расположен достаточно далеко, приходится тянуться.

Передние тормоза еще механические, а заднее колесо и колесо коляски уже с гидравлическим тормозом.

На ухабах руль мотоцикла дергается, а вместе с ним дергается и рука на рукоятке газа. От этого и само движение мотоцикла тоже становится дерганным. Но несколько кругов по полю — и можно приноровиться.

В первые же дни Великой Отечественной войны немецкое командование отмечало, что моральных дух личного состава подавлен — огромными территориями Страны Советов, удаленностью населенных пунктов и практически полным отсутствием дорог. А если дороги и встречались, то это были «автобаны» на песчаной подушке, с покрытием из щебня, пересыпанного песком. Немцы называли такую дорогу «сталин-асфальт».

После прохода по такому «асфальту» тяжелой техники дорога превращалась в подобие стиральной доски. В жаркие дни над дорогами висело сплошное облако пыли, значительно снижавшей видимость, а в дождь такой «сталин-асфальт» становился просто непроходимым.

— На Москву!

Испытать BMW R75 Sahara в таких условиях у нас не было возможности. Но можно отметить, что по грунтовке тяжелый мотоцикл везет своих седоков достаточно комфортно. Не боится Sahara и выездов на поросшее высокой травой поле, хорошо справляется с глубокими ямами — нужно лишь вовремя суметь сбросить или добавить газ.

Спереди телескопическая гидравлическая вилка.

А оба сиденья подрессорены.

Двигатель очень тяговит, я, честно говоря, и забыл, что сзади прицеп. Однако несколько раз мотор все же заглушил. Но это из-за неумелой работы сцеплением и газом. Зато немного освоил запуск мотоцикла «с ноги».

И все же, как ни прогрессивен этот BMW для своего времени, управлять тяжелым мотоциклом даже просто в полевых условиях довольно тяжело — руки потом болят. Переживать по этому поводу за солдат Вермахта как-то не хочется — их сюда никто не звал. Но стоит помнить, что наши бойцы использовали очень схожий по конструкции и уж никак не менее суровый мотоцикл М-72.

И в любом случае, независимо от эмблемы на мотоцикле, это — наша история.

Текст: Константин Георге

Фото: Николай Ковалевский