Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
12 августа 2011, 12:00

Уроки безопасного вождения с Properm.ru: отдать кормовой!

Уроки безопасного вождения с Properm.ru: отдать кормовой!
Продолжаем учиться понимать габариты автомобиля. Движение задним ходом - та еще грамота для новичков. Портал Properm.ru научит - едем назад!

Движение задним ходом можно назвать, пожалуй, самым опасным мероприятием в жизни водителя. Ограниченная видимость, тесное пространство, различные статичные и движущиеся препятствия — ехать назад всегда сложнее, нежели вперед.

Среди автомобилистов с любым стажем вождения сохраняется определенный процент аварий (пусть даже мелких, стояночных), допущенных именно при движении задним ходом. По ПДД виноват будет всегда тот, кто включил заднюю передачу. Хотя в Правилах есть и спасительный пункт.

позитивная подпись Пункт 8.12. Правил дорожного движения:
Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Сегодня наш инструктор по защитному и безопасному вождению Андрей Тарасов расскажет (и покажет), как быстро и эффективно научиться «сдавать назад». Этому учат и в автошколе, но весьма поверхностно и с помощью всего лишь одного упражнения «заезд в бокс». Мы же пойдем другим путем и рассмотрим сам принцип движения задним ходом.

«Перво-наперво нужно настроить боковые зеркала заднего вида, это прописная истина» — рекомендует наш инструктор. Этому тоже должны были научить в автошколе.

позитивная подпись

Правильная настройка зеркал:

Мы должны видеть 1/4 часть машины, а линия горизонта должна быть примерно по середине зеркала. При маневрировании можно и даже нужно опустить зеркала ниже, чтобы видеть находящиеся на земле препятствия.

Для начала освоим основные «танцевальные па».

Упражнение 1. Движение по прямоугольнику.

Нужно выставить фишки таким образом, чтобы получился прямоугольник со стороной примерно 20-30 метров. Будем двигаться по нему задним ходом, по часовой стрелке. Задача — научиться правильно видеть отображение объектов и реагировать.

Смотрим в левое зеркало: мы должны видеть два изображения — части нашей машины и изображение фишки. Визуально между ними должно быть 2-3 саниметра. Нужно помнить, что в зеркале мы сравниваем не реальные объекты, а их изображения. И в процессе движения мы смотрим в зеркало какм в прицел между отображением борта машины и отображением фишки.

Видим изображение, начинаем движение.

Едем медленно. На одном сцеплении, иногда слегка подгазовываем, чтобы дать машине импульс. На автомобилях с «автоматом» лучше работать одной лишь педалью тормоза. Чем мы медленнее едем, тем больше у нас врмеени, чтобы успеть среагировать и принять правильное решение. Быстрое движение задним ходом — это опасно и никогда не поощряется.

Если расстояние между бортом машины и фишкой становится все больше и больше, мы вращаем руль «к препятствию». Если фишка (столб, другой объект) будто бы прячется за нашу машину — мы вращаем руль «от препятствия». Расстояние должно сохраняться. Если мы заметили, что отображения начали сливаться — лучше выйти, посмотреть свою траекторию снаружи, оценить ситуацию. И потом машину поправить.

Мы едем к фишке. Нужно подъехать так, чтобы колесо или линия среза заднего бампера были около этой фишки. Поравнялись, проконтролировали, остановились. Принципиальный момент: вращаем руль дальше только после полной остановки.

Остановка необходима для коррекции траектории.

Задним ходом машина более маневренна. Любое резкое движение рулем в сторону, вне зависимости от привода автомобиля, дает резкое смещение траектории автомобиля. Резко дергая рулем, мы можем внезапно потерять все ориентиры в зеркале заднего вида. Здесь надо остановиться и с помощью центрального зеркала определить ориентиры. Лишь затем вывернуть руль и продолжить движение.

Андрей Тарасов:

Миф о том, что так делать нельзя, идет из прошлого времени, когда были другие механизмы. Не было усилителя руля, а инструкторы боялись за свои машины и пытались заставить поехать, а потом поворачивать руль.

Случается, что нужно продвинуться в очень тесном пространстве. Обязательно нужно сначала зафиксировать автомобиль, определиться с направлением, повернуть руль, и уж потом ехать. Счет идет на сантиметры. При этом нет понятий «лево-право», есть понятие «куда мне надо». «Вот в ту сторону и смотрим, потом в ту же сторону поворачиваем руль и едем. Думаем — смотрим — крутим» — объясняет Андрей Тарасов. Действительно, не так уж и сложно.

Вновь начинаем движение, объезжаем фишку. И пока не увидим в зеркале изображение следующей фишки, едем. Также едем к фишке, не теряя ее из виду. Поравнялись, думаем-смотрим-крутим. Повернули руль до упора и поехали. Едем, пока снова не увидели следующую фишку.

позитивная подпись

Очень важно уметь быстро останавливаться!

На дороге может быть уклон, и машина скатится. Остановились и отпустили тормоз — и так машина тоже может сместиться, а мы потеряем реальную картину ориентиров. «Стоп» должен быть четким.

Сейчас мы делали повороты по часовой стрелке, глядя в левое зеркало. Можно двигаться по внешнему периметру квадрата против часовой стрелки, пользуясь отображением ориентиров в правое зеркало.
Освоение — проехать порядка 10 кругов в одну сторону. Потом можно начинать ехать в другую сторону. По сути, мы делаем те же самые движения и соблюдаем те же принципы, но все происходит в правом зеркале.

Андрей Тарасов:

Здесь у нас фишки, но в жизни это будут чужие машины, деревья, пешеходы. Поэтому вдумчивое движение задним ходом необходимо.

Следующие этапы освоения движения задним ходом: змейка и восьмерка. Последнее можно считать «джежайством» и выполнять его только после качественного освоения основных упражнений.

Упражнение 2. Змейка задним ходом.

Принцип движения мы освоили и понимаем, куда смотреть и вращать руль в правильные стороны. Нужно выставить семь фишек по прямой, на отдалении друг от друга в 7-8 ваших шагов. Можно даже посчитать пропорцию по системе ГИБДД: длину машины умножить на 1,7 и получить расстояние между фишками именно для этой машины.

Для упражения мы встаем как бы в продолжении этого выстроенного ряда фишек. Начинать можно с любой стороны. Предположим, мы решили подъехать к фишке № 1 левой стороной. Начинаем движение, выцеливаем ориентиры (как в упражнении 1) и движемся. Те же самые сантиметры, поравнялись, остановились. Теперь надо объехать: крутим руль в сторону фишки. И внимание здесь должно переключиться на зеркало с другой стороны, потому что нужно въехать между фишками.

Увидели вторую фишку. Выставили расстоянии на изображении, руль вывернули и поехали к ней. При необходимости корректируем расстояние, при этом иногда поглядываем вперед на первую фишку, чтоб не задеть ее передней частью автомобиля. Остановились у фишки № 2, и делаем те же самые движения, пока не увидим отображение фишки № 3. Больше внимание назад, но тем не менее контрольный взгляд вперед тоже необходим. И так до последней фишки.

Чередуя вращение руля и остановки на месте, контролируя ориентиры по зеркалам, мы эту змейку проезжаем без проблем. Опять же возникнет подсознательное понимание.

Андрей Тарасов:

Для продвинутых любителей — можно попробовать проехать змейку задним ходом на скорости и посоревноваться в этом друг с другом. Уверяю, победит не тот, кто пройдет быстрее, а тот, кто будет рулить точнее. Это как высший пилотаж.

позитивная подпись

Эти занятия можно проводить самостоятельно.

Фишки, палочки, купить конуса... Если знать эти базовые приницпы, их можно отрабатывать. Чем больше самостоятельности будет в освоении, тем больше будет безопасности и культуры. Все, что мы здесь показываем, можно сделать самому.

Змейки очень хорошее упражнение — они дают представление и о габаритах машины, и об основных принципах маневрирования. «Однако после повторения многократного может заболеть левая нога от постоянной работы со сцеплением. И голова иногда кружится. Поэтому надо все же чередовать с движением вперед» — рассказал нам инструктор. А движению по змейке вперед всех уже научили в автошколах ;)

В следующем занятии, 19 августа, мы поговорим о тонкостях парковки.