Posted 27 марта 2012,, 03:30

Published 27 марта 2012,, 03:30

Modified 2 марта 2023,, 16:17

Updated 2 марта 2023,, 16:17

Пермские истории: SsangYong new Actyon на Сибирском тракте

27 марта 2012, 03:30
Анастасия Вяткина
Пролетая по маршруту «Пермь — Кунгур» мы чаще всего и не задумываемся, какая история стоит за этой дорогой. Смотрим на трассу сквозь историческую призму и окна корейского кроссовера.

Сибирский тракт, Великая государственная сибирская дорога — между прочим, самая протяженная сухопутная дорога в мире. Благодаря тракту Сибирь из «страны без границ» и «земель незнаемых» стала неотъемлемой частью России, изменила ее географическое и историческое пространство. Очень важно, что поиски и строительство путей через Урал тесно связаны с Пермским краем: все известные дороги «за Камень» проходили по нашей земле, такой территории нет больше нигде в России.

Более пятисот лет основным средством передвижения здесь была конная повозка. По Сибирскому тракту ежегодно проходили около ста тысяч подвод и проезжали десятки тысяч ямщиков. В весеннее-осеннюю распутицу Сибирский тракт становился настоящим испытанием для проезжающих. Дорогу критиковали все: чиновники, военные, мирные обыватели. За 500 лет ничего не изменилось... Поэтому автомобиль для знакомства с Сибирским трактом как частью пермской истории пришлось выбрать соответствующий — совсем не неженку SsangYong Actyon.

Вот на таком практичном функциональном комплекте со 149-сильным дизелем под капотом отправляемся на изучение истории Сибирского тракта. Полный привод имеется, традиционный кроссоверный: при необходимости муфта перекидывает крутящий момент на задние колеса. Застревать мы не планируем, но рассчитываем все ж таки больше на высокий просвет и тягу мотора.

На самом деле, Сибирский тракт прошел через Пермь только в конце 18 века. Старый тракт от Перми до Кунгура не совпадает с сегодняшней дорогой, которая стала более прямой, чем раньше. Но одно качество досталось новой дороге от старой: загруженность.

Маршрут Пермь — Екатеринбург, транспортная артерия промышленного Урала не бывает пустой ни днем, ни ночью. Фуры идут вереницей, как встарь конные подводы... За что не любят эту трассу жители соседних регионов, так это за многочисленные знаки «Обгон запрещен». А там, где знак уже не действует, «встречка» опять заполнена транспортом. Приходится плестись за тяжеловозом, поминутно опасаясь то за его груз, то за свой капот...

Старый тракт от Перми шел через Лобаново, Кояново, Янычи, Кылосово, Кунгур. И если историческая дорога вилась прямиком по этим селам, то с новой трассы видно лишь таблички с названиями. Если отправляться в полноценное путешествие по Сибирскому тракту, то это может занять почти неделю — с экскурсиями по храмам, легендами местного населения, пельменными обедами, конными прогулками и прочими развлечениями. Существует даже целый туристический маршрут.

«Галопом по Европам», в сторону Азии, по Сибирскому тракту всего через 20 минут доезжаем до села Лобаново. Популярное нынче место для постойки коттеджей получило статус села в 1873 году, когда местная деревянная часовня была перестроена в Александро-Невскую церковь. Каменный храм в честь Александра Невского был возведен к 300-летию дома Романовых в 1913 году.

И снова километры Сибирского тракта. Не того — старого, а нового. Сегодня старая грунтовая дорога почти не сохранилась. Ее можно увидеть перед селом Кояново по пути из Перми: грунтовка, обсаженная елками, такая же дорога сохранилась на выезде из Кояново. Сибирский тракт делал такую внушительную петлю, чтобы зайти в волостной центр Кояново. Завернем и мы.

Где-то в глубине Кояново и притаился старый Сибирский тракт. Но найти его без экскурсовода не так-то и просто... Покружив по селу, спрашиваем у местных жителей:

— А где у вас тут старая дорога? Где старый Сибирский тракт?

— Дак это он и есть... — невнятно указав рукой не то на улочку между домами, не то куда-то вдаль отвечает нам абориген в тулупе.

Вот так вместо старого Сибирского тракта мы нашли снежный оффроад для нашего Actyon.

И снова вперед — по маршруту Кукуштан. Поселение выросло при железнодорожной станции, возникшей в 1909 году в период строительства железной дороги Пермь — Екатеринбург. Название получило по реке Кукуштан, ранее известной как Кокуштан. Позднее (после 1928 года) к пристанционному поселку присоединили близлежащую деревню Большой Кукуштан (Куштан, возникла в 19 веке) и поселок дрожжевого завода, который появился при дрожже-винокуренном заводе, основанном в октябре 1915 года частным предпринимателем Петром Петровичем Бобриком.

Опять трасса, опять Сибирский тракт. О большом сибирском тракте в предуральской части Николай Михайлович Ядринцев писал в 1880-х году: «Состояние дорог тут крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид... пашни, изрезанной продольными бороздами... приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону... Станцию верст в тридцать приходится ехать часов 7-8». На состояние тракта в Пермской губернии сетовали в 1876 году немецкие ученые Финш и Брем. Они упрекали своего соотечественника Александра Гумбольдта за его комплимент этой дороге, сделанный в 1829 году: «лучше английских». Но, оказывается, не только Гумбольдт находил уральскую часть сибирского тракта превосходной: «Лучшая дорога в России, дорога, усыпанная хрящиком, налаженная в былые поры и поддерживаемая до сих пор в состоянии самородного, естественного шоссе... завидная на Руси дорога» — так оценил ее С.В.Максимов, проезжая по ней осенью 1860 года.

Наш SsangYong несется по трассе, как тройка выносливых сибирских лошадей. Тяга дизельного движка хороша не только в снежном оффроаде. Разгон происходит без «выстрела», но уверенно даже с «автоматом» — спасибо эластичному мотору. Правда, экономичным его не назвать: бортовой компьютер насчитал нам расход топлива в почти 12 литров на сотню.

Средняя скорость движения по загруженному Сибирскому тракту едва ли превышает разрешенную, душу отводишь только в редких обгонах. Поэтому мы сошли с маршрута в сторону Белогорья. Дорога до Уральского Афона зимой прекрасна в своей пустынности, извилистости и перепадах высот.

На переднем приводе он ведет себя как легковой автомобиль. В повороте «мордочку» приходится принудительно заправлять внутрь поворота, а стоит чуть сбросить газ, задняя ось начинает скользить, норовя выставить машину боком на скользкой зимней дороге. Да, подключение привода для задней оси в сложные моменты происходит, но незаметно и не всегда предсказуемо. Поэтому большую часть мы проехали все же с заблокированной муфтой.

И вот снова трасса с плотным трафиком, монотонная финишная прямая и мы достигли пункта, к которому когда-то стремились купеческие конные подводы — Кунгур. Удобно расположенный на пересечении торговых путей, провинциальный город, с небольшими улочками, купеческими особняками и храмами в прошлом был столицей Земли Пермской, «купеческой республикой», крупным ремесленным центром, чайной столицей Российской империи.

Кунгур можно смело назвать музеем под открытым небом: старинные купеческие усадьбы, каменные церкви, Гостиный двор, торговые площади... А еще Кунгурская ледяная пещера и Пуп Земли — уже современный памятник. Здесь нужна отдельная экскурсия. Пожалуй, сюда мы и направимся в следующий раз.

"