Posted 24 июля 2012,, 03:00

Published 24 июля 2012,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:54

Updated 2 марта 2023,, 17:54

Тур выходного дня: на Jeep Compass к Пупу Земли

Тур выходного дня: на Jeep Compass к Пупу Земли

24 июля 2012, 03:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
На самом деле мы хотели взять Grand Cherokee и найти грязь. Жара подкорректировала планы: пришлось брать кроссовер и отправляться в путешествие к забавному памятнику.

Наш маршрут лежал на Кунгур. В прошлый раз, во время путешествия на корейском кроссовере по Сибирскому тракту, мы доехали ровно до стеллы Кунгур. А до Пупа Земли так и не добрались. Исправляемся.

Наш проводник — Jeep Compass, обновленный в 2011 году и добравшийся в тестовый парк дилера совсем недавно. Кстати, перекройка внешности прошла неспроста — американскому концерну позарез как нужен стал молодежный кроссовер. Но не такой, как имиджевый проходимец Wrangler, а просто универсальный автомобиль повышенной проходимости и такой же грузоподъемности. Чтоб и сноуборды возил, и картошку.

А еще считается, что полностью все «чакры» любого «Джипа» раскрываются к 10 тысячам километров пробега. Поэтому свеженький тестовый автомобиль с пробегом около 2 тысяч в полную силу бежать и не должен. С другой стороны, по нашей трассе Пермь-Кунгур особо в полную силу и не побежишь: то пробка в Лобаново, то «обгон запрещен», то парад на встречной полосе.

За такими беседами мы добрались до Кунгура. Замечаем, что у нас какая-то особая любовь к этому города — уже третья поездка в эту сторону: смотрели Кунгурскую ледяную пещеру, искали Сибирский тракт, теперь вот приехали к Пупу Земли ладошкой прикоснуться. Старинный город, с богатой историей…

Славу богатого торгово-промышленного города, настоящей «купеческой республики», Кунгур приобрёл благодаря выгодному расположению на важной государевой дороге — Великом Сибирском тракте, самой длинной сухопутной дороге в мире. Уже в XVII веке купцы со своими караванами начали проезжать из центра Русского государства в Сибирь через Кунгур, на свои деньги и своим трудом обустраивая новую и тогда еще незаконную дорогу в обход таможни. Город, стоящий на такой дороге, просто не мог не стать купеческим, торговым, ярмарочным, с особыми традициями, укладом жизни и отношением к путешественникам.

А в 19 веке Кунгур прославился на всю Европу как «самый большой город Российской империи». Такую славу он приобрёл благодаря одному случаю с иностранным путешественником и беспросветному оффроаду старой дороги. В губернской печати сообщалось: «Под вечер экипаж подъехал к городу, и сидевший в нём господин спросил: «Какой впереди город? — Ему ответили: «Кунгур». Проснулся господин ночью и опять спросил: «Какой город мы только что проехали?» Ему ответили: «Кунгур». Приехав по назначению, господин сообщает родным: «Всю Европу и Сибирь проехал, и самый большой город, который встретил, был Кунгур». Большим Кунгур показался потому, что экипаж всю ночь пробирался по улицам города.

Нас Кунгур встретил не бездорожьем, а глобальным дорожным ремонтом. Да таким, что и к въездной стелле не подъехать. Тем не менее, в любое время года здесь есть на что взглянуть — за один день не управишься. Старинные храмы: Спасо-Преображенский — белоснежный с лазоревыми главками на изящных шейках, Тихвинский — с самой высокой колокольней и изумительным иконостасом работы палехских мастеров, Малая Алексеевская церковь — уцелевший фрагмент от православного ансамбля Соборной площади…

Если задаться целью, экскурсия по Кунгуру может занять пару дней. Вознесенский некрополь, пешеходная улица Карла Маркса (в старину Киттарская), усадьба купца-чаеторговца Губкина, Киттарский корпус, первый жилой каменный дом — двухэтажный особняк купцов Хлебниковых, не уступающая по красоте храмам бывшая Городская управа, Гостиный двор — своеобразный символ купеческого Кунгура, самое сердце старого Кунгура — Соборная площадь, особняк Юхневых — ныне Художественный музей, бывший постоялый двор для самой взыскательной публики «Номера Щербакова», крепость бывшего Городового магистрата с толщиной стен более 1 метра — самое древнее сооружение гражданского зодчества Кунгура… И это лишь половина…

Сегодня в Кунгуре бережно сохраняют старые постройки, придающие городу незабываемый облик. После признания в 1970 году Кунгура историческим городом России стараниями реставраторов, жителей города и благотворителей были выполнены большие работы по восстановлению первоначального облика исторических зданий, в первую очередь храмов. Что-то из каменных памятников архитектуры до сих находится в упадке, но есть и деревянные строения, состояние которых бережно поддерживается.

А мы почти добрались до места. Глубоко в истории здесь пересекались основные торговые магистрали: Сибирский, Бирский и Гороблагодатский тракты. Здесь же, на берегу реки Сылвы, располагались две пристани — пассажирская и грузовая, работали лодочная и паромная переправы.

А в аккурат под «Корабликом» и лежит, поблескивая гранитными боками на солнце, наш искомый Пуп Земли! Этот памятный знак с шуточным названием был установлен в 2007 году и свидетельствует о любви и уважении кунгуряков к своему городу.

Настала пора нам вместе с Jeep Compass возвращаться назад. Закат, опустевшие дороги, и мечты о грязи, высохшей под палящим солнцем. Ну как же так, это «Джип»!

Попробуем суррогатные варианты. Слезаем в поля, отключаем ESP, выжимаем газ до упора. «Компас» прыгает вперед, весело подпрыгивает на кочке и с характерным заносом входит в поворот. Кстати, курсовая устойчивость здесь отключается абсолютно полностью — честный «Джип». Но этого мало.

Ищем колею от трактора и штурмуем. Наш «Компас» послушно ползет вперед, как и полагается автомобилю с внушительным дорожным просветом, не цепляя железным брюхом. Атака на косогор: короткоходная задняя подвеска тут же выбрала весь ход, а принудительная блокировка муфт, раздающая крутящий момент по осям в пропорции 50/50, позволила забраться всего лишь чуточку выше. Ну да для кроссовера и так сойдет. Для большего созданы другие машины.

Вот такой он — Jeep Compass. Крепкий, неприхотливый и совсем не изнеженный. Не культурист, но вполне атлетического сложения. С умеренным, кстати, аппетитом: в среднем 8,6 л бензина на 100 км пути.

В России он существует в единственной комплекатции Limited, впрочем не жалуясь на недостаток оснащенности. Кожаный салон, климат, круиз-контроль, противотуманки, иммобилайзер и легкосплавные колесные диски R18, ABS и ESP, помощники при торможениях и система антипробуксовки — все имеется за стартовую стоиомсть в 1 289 000 рублей. При желании и за отдельные деньги «Компасс» можно дополнить крутой медиасистемой, пакетом безопасности, включающим систему контроля давления в шинах и дополнительные боковые подушки безопасности для передних пассажиров, и другие «статусные» опции.

— устойчивость на трассе

— стильный интерьер

— вменяемый расход топлива

— удобная посадка и электрорегулировки сиденья водителя

— адекватная работа вариатора

— шумоизоляция

— недостаточная динамика

— потеря обратной связи на руле при излишне активном вождении

Разглядеть Jeep Compass в деталях и полюбоваться на виды старинного Кунгура можно в «Фотогалерее» ниже: