Posted 5 сентября 2012,, 03:00

Published 5 сентября 2012,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:42

Updated 2 марта 2023,, 17:42

Смотрим на концепт Lada XRAY: пугать детей или удивлять мир?

5 сентября 2012, 03:00
Анастасия Вяткина
Искушенные автогурманы воротят нос, а начинающие автомобилисты готовы влезть в любые кредиты, чтобы обрести «вот такой же кроссовер».

Вот и показали. На огромном вертящемся подиуме, с вычурной сиреневатой подсветкой боков цвета бронзы и пафосной речью на Московском автосалоне был представлен концепт Lada XRAY. На пресс-дне, 29 августа, у стенда АвтоВАЗа творилось форменное безумие и, надо понимать, рестайлинговая «Калина» в тот момент мало кого интересовала.

Некоторые граждане уже успели обрадоваться, что через пару лет прямо так же, как в видеоролике ниже, прокатятся по дорогам необъятной родины. И, может быть, даже раньше, чем на Ё-кроссовере, отложенном в долгий ящик.

Как говорит сам Стив Маттин, окруженный группой молодых дизайнеров, XRAY — это демонстрация будущего стиля автомобилей Lada, «взгляд внутрь», «рентгеновский снимок» тех процессов и перемен, которые происходят на АВТОВАЗе, и — новая дизайн-стратегия автомобилей LADA.

Пусть в народе и считается, что уход на АвтоВАЗ после работы в Mercedes и Volvo для Стива Маттина — чистый дауншифтинг, но отечественному предприятию это явно на пользу. Тем более, что европейские примеры подобных переходов показывают, что результат от них есть. Вот, к примеру, дизайнер Йозеф Кабан в молодости взял да и нарисовал Bugatti Veyron, потом долгое время трудился над модельным рядом Audi, а теперь управляет всеми процессами создания внешности новых автомобилей Skoda. И народные чешские машины от такого дауншифтинга бесспорно только хорошеют, в этом мы убедились на прошлогодней экскурсии в Skoda Design.

Наши прежние тольяттинские дизайнеры «Бугатти» в юности не рисовали. А некоторые даже и вживую рядом не стояли. Поэтому поначалу копировали «Фиаты» и робко проявляли фантазию. Получалось по-разному:

Теперь же с приходом Маттина автомобили Lada должны обрести «современный силуэт, оригинальные запоминающиеся пропорции и динамичный профиль». Вглядимся.

Дизайн кузова — просто песня! И не лубочная «Калинка-малинка» или горькие стенания бурлаков о черном вороне. Басом Федора Ивановича Шаляпина «Вдоль по Питерской» - и на «repeаt».

А диски-то, диски — чистый «солнцеворот»! Очень по-славянски. Но АвтоВАЗ про это — ни полслова. Зато про облик XRAY в целом — массу: прочность, надежность, динамичность и, конечно, эмоциональность и экспрессивность. Ассоциируете?

Едем дальше. Интерьер концепта Стив Маттин называет эргономически выверенным. И вот какое дело: все действительно просто и понятно. И, ловлю себя на мысли, хоть и ново, но знакомо! Вот такое дежавю и говорит о том, что ДНК бренда Маттину удалось расшифровать и клонировать.

В объемной форме панели приборов доминирует спидометр — он находится в центре, обособленный собственным подсвеченным полупрозрачным колодцем. Панель приборов целиком заключена в корпус из черного «глянцевого» пластика, сюда же интегрированы и водительские дефлекторы вентиляции.

В верхней части панели справа от водителя — зона управления второстепенными функциями автомобиля. Здесь центр композиции — крупный вращающийся контроллер мультимедийной системы. С его помощью водитель на дисплее, поднимающемся из передней панели, может просматривать текущее состояние автомобиля и менять настройки мультимедийной системы.

Концепт-кар LADA XRAY рассчитан на четырех человек, и каждому из них Стив Маттин выделил персональное пространство. Говорят, что на АвтоВАЗе уже разрабатывают продвинутый механизм складывания передних кресел, которые сдвигаются и одновременно позволяют откинуть спинку вперед, чтобы обеспечить удобный доступ на задние сиденья.

Эстетика салона XRAY — визуальное «наслоение» элементов, парящие вставки и рассеянная подсветка. Команда дизайнеров очень старалась создать тут атмосферу уверенности и защищенности. И бронзово-персиковые тона тоже играют на это: цветовое оформление настраивает на гармонию и спокойствие. Да и смотрятся цвета небедно.

Что из всего этого дойдет до серийного производства — пока не ясно. Можно догадаться о планах АвтоВАЗа о скором создании собственного кроссовера, ведь недаром концепт был создан в успешном сегменте SUV. К тому же и технические наработки имеются — изладить свой кроссовер в Тольятти пытаются последние 10–15 лет.

Архитектура передней панели и салона? Может быть.

Мощный рельеф мускулатуры скакуна? Вряд ли.

Пушистый велюр и персиковая отстрочка кресел? Да бросьте…

Геометрия передней части кузова? Однозначно. Для этого и делали. По словам руководства АвтоВАЗа, концепт XRAY, начиная с общей идеи и заканчивая мельчайшими деталями, демонстрирует планы выхода бренда Lada в новые рыночные сегменты. Вот такое реальное будущее.

Автогурманы плевались. Журналисты искали зазоры между кузовными панелями. Девушки восхищенно хлопали ресницами и в ладошки. XRAY похож и на то, и на другое, и на пятое — все вместе взятое. Но велосипед в наше время изобрести ой как непросто. К тому же задача перед Маттином стояла не показать разгул фантазии и торжества стекла с карбоном, а создать видение нового продукта. Lada XRAY не хочется лизнуть по завету Джобса, но и детей пугать им точно не придется.

ДНК бренда выделили. С почином.

Рассмотреть Lada XRAY снаружи и внутри, а также взглянуть на эскизы команды Стива Маттина можно в «Галерее» ниже:

"