Posted 4 декабря 2012,, 03:00

Published 4 декабря 2012,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:13

Updated 2 марта 2023,, 17:13

Осеннее приключение Properm.ru: на Porsche по формульной трассе

4 декабря 2012, 03:00
Асфальта мы не увидим до весны. Вместо грязи и метели вспоминаем проливной дождь, гоночный трек и 430 «лошадей» — не самое безопасное и уютное сочетание.

Мелкий, холодный, бесконечный дождь — не лучшие условия для заездов на 400-сильных машинах, у многих из которых привод на заднюю ось и мотор над ней же. Промозглой осенью мы побывали на новом треке Moscow Raceway в Волоколамске, что в 60 километрах от Москвы. Вспоминаем, как это было и льем слезы при виде асфальта.

Персонал автодрома любит повторять, что это единственная трасса в стране, способная принимать гонки класса «Формула-1». Однако, если не лукавить, пока что здесь можно проводить только тесты. Для полноценных формульных гонок необходимо еще чуть-чуть поработать и достроиться.

Зато здесь есть все, что так поражает в подобных сооружениях. И полотно, и инфраструктура, включая гигантские трибуны, и даже пит-лейн с боксами. Здесь бы пожить, но в нашем распоряжении было всего два часа заездов и вся модельная линейка Porsche.

Включая новенький Cayenne GTS, Panamera c таким же индексом, а еще оливковый 911 и алый Boxster последнего поколения.

Командует парадом старый знакомый — Олег Кесельман, который отлично учит владельцев Porsche настоящей Porsche-езде. Без него мы на Porsche вообще не катаемся.

«Кольцо» как школа жизни

Размашистая езда боком — эффектна, конечно, но не эффективна. Олег Кесельман, как стопроцентный кольцевик, учит ездить, используя всю ширину дорожного полотна, не перебирая со скоростью там, где это возможно, и не перетормаживая в дым. Подкатил, притормозил, занял верное положение, шмыгнул на траекторию с плавным поворотом руля, пришел к успеху.

Советы годятся и в повседневной жизни: не надо мчать как умалишенный — надсадишь мотор и перегреешь тормоза. Важен баланс и стабильность получаемой скорости, а не ее максимальные, а в повороте минимальные, значения. Не нужно дерзить и грубить рулем — улетишь в отбойник. Всегда думай головой, прежде чем совершить маневр. Выбирай правильную траекторию. С удивлением отметишь, как машина без лишнего верчения туда-сюда выйдет именно там, где должна выйти. Но это все осваивается, конечно, не за шесть кругов. Пусть и влажных. Тем не менее, опыт бесценный.

Поехали.

Несмотря на мокрый трек, наш тренер велит ехать быстро. Раз надо — значит, едем. Но кругом вода, вода… И — редкий случай в жизни — страхующая электроника Porsche Stability Management получает благодарность. Если бы не чуткий и внятный «ошейник», полеты могли бы закончился где-то в середине второй связки поворотов.

Прогон по гоночному треку очень хорошо чистит мозги. Даже если кажется, что ездить ты умеешь, и за годы непрерывного водительского стажа накоплен опыт и интуитивные чувства баланса автомобиля, сцепных свойств покрышек и выбора траектории. На гоночном треке ты понимаешь, что не умеешь ни-че-рта. И по-честному, не пытаясь списать все на скользкое покрытие, никакую видимость, незнание конфигурации трека, своеобразные повадки мощных машин круг за кругом, раз за разом делаешь лучше и правильнее. Тренер помогает. Подсказками в рацию.

Короткий разгонный прямик обрывается пологим левым, переходящим в еще один прямик, но покороче. Дальше начинается великолепная карусель поворотов, от незнания конфигурации ошибиться недолго. Пологий и длинный правый кажется обманчиво быстрым, пока не обрывается доворотом и уходом на вторую часть виража, которая несравнимо круче и требует плавного дотормаживания уже по ходу.

Заточенный под разнообразную экологию и спасение окружающей среды робот PDK крайне не вовремя подсовывает высшие передачи, на которых ни тяги, ни ускорения от атмосферного мотора не добиться. Если включить заранее спортивные настройки коробки — все складывается иначе. Один круг и быстрый вывод: потрясающее чувство руля. Настройки усилителя тут не просто близки к эталону — они выше его! Полный интерактив и детальное взаимопонимание. Еще бы большую свободу коробки передач в выборе пониженных и их смене, и был бы экстаз в чистом виде. Но. Круг кончился, меняемся машинами.

Второй круг — «просто» Panamera 4S. С полным приводом и атмосферником 4,8 литра. Сил здесь чуть поменьше, чем в GTS (всего 400), спурт до сотни машина делает ровно за 5 секунд, но ехать на ней удалось в гораздо более быстром темпе. Заблаговременно нажатая кнопка «Sport» удалила те моменты, которые помешали в первый раз: и отклики на газ порезче стали, и коробка больше не устремлялась с первых метров пути на высшие передачи. В итоге поехать получилось быстрее. И ощутимо быстрее!

Panamera 4S хороша настолько, что почти не требует стороннего вмешательства. Подкатил к повороту, догрузил передок, скупо, как учил Олег Кесельман, повернул руль — получил результат. Главное, не открывать дроссель с повернутыми колесами — привод хоть и на все четыре, но и их можно сорвать в скольжение. Рулится 4S, на мой мимолетный взгляд, поострее, чем GTS, но обратная связь по рулю не такая точная: баранка крутится легче, отдача не столь плотно-густая. Но разгон — хлесткий, поворачиваемость — нейтральная, послушность — беспрекословная.

Тем не менее, не этот спортхэтч впечатлил больше всего из жгучего семейства. И не более лютый GTS. А идеологически чуждый гоночным трекам… дизельный автомобиль! Причем идеологически чуждый дважды: во-первых, большая четырехдверка, во-вторых, дизельная. С позиции ортодоксов, такой коктейль, наверно, права на жизнь не имеет. Но именно белоснежная дизельная Panamera показывает, каким должен быть семейный автомобиль с задатками атлета. Причем, не тяжелого.

Panamera Diesel хоть и трудится на нелегком топливе, но ощущается как очень легкий, покладистый, самобытный автомобиль. Она потрясающе сбалансирована: в ней всего в меру — и комфорта акустического, и плавности хода, и динамики. Как и положено машине с шильдиком «Diesel», она едет не на мощности, а на моменте.

На какой-то момент показалось, что Porsche Panamera Diesel — лучшая машина в мире по сочетанию мощности, веса, по гармонии силы и комфорта. Может, эта идеальная сбалансированность всего лишь обманчивое впечатление первого круга. Но ощущения — вещь упрямая. Из всей линейки семейных машин того дня дизельный хэтчбек запомнился ярче всех остальных. Хотя были еще «Каены».

Это не балет.

Здесь нас познакомили с Cayenne GTS. Это еще одна модификация, которая уже не «S», но еще не «Turbo». То есть мощи и прыти хватает, но ее не столько, чтоб рвать асфальт колесами.

Динамика у Cayenne GTS и правда внушительная. Еще сильнее доставляют отстрелы несгоревшего бензина в выхлопной системе: под сброс газа из двустволок глушителя доносятся такие хлопки, что окружающие могут ненароком испугаться.

После «Панамеры» Cayenne, пусть и GTS, ощущается на треке не из той, так сказать, оперы. И не в своей тарелке. Мощности много, но повороты выходят грузными и излишне размашистыми. Ему занижали шасси, перенастраивали стойки и пружины, но он остался тяжеловесом — как если бы боксера переодели в балетные чешки. Зато на дорогах общего пользования Cayenne GTS свое возьмет: как раз за сочетание отдачи мотора и спортивных настроек. А балет — это к новому 911-му.

Стимул к росту.

«Девятьсот одиннадцатый» — не показатель успеха и ни в коем случае не понт. «Найн-илевен» — не застывший памятник 60-м, как считают некоторые, и не вечная попытка исправить кривую архаичную конструкцию. Да, у него мотор в неправильном месте. Да, при разгрузке тяжелого задка на торможении он поедет кормой вперед. Porsche 911 — это не компромисс между «я хочу это» и «я могу себе это позволить».

После пит-лейна — чуть в пол, оппозитник взрывается где-то сзади сначала тенором нижних оборотов, переходящих в бубнящие средние, которые сменяет угрожающий монотонный низкочастотный утробный рык высоких оборотов. Торможение без клевка и крена, новый рывок при виде прямой, острейшие реакции на мало-мальские повороты руля, стабильность и контроль в известных пределах. Резкий, как удар грома, и быстрый, как спринт гепарда за антилопой. Последней, если кто не в курсе, всегда конец. Потому что гепарды чертовски быстрые. Как и «найн-илевен».

Porsche 911 — автомобиль, к которому дилетантов подпускать а) опасно; б) грешно. Спорткар, про который один товарищ средних лет и солидного заработка говорит: «Пока не дорос». И это — с Северной-то петлей Нюрбургринга за 8 минут.

WOOHOO!

О Porsche Boxter вообще тяжело писать. Потому что ровно через минуту после поездки на этом автомобиле остаются ровно те воспоминания, которые можно выразить яростными выкриками в стиле Шараповой на корте. «Бокстер» проглатывает водителя в свой салон, переваривает его полностью, рыча оппозитным мотором прямо в ухо, а мурашки вибрации мгновенно расползаются от копчика до пяток и макушки. Все попытки к сопротивлению Porsche Boxter ломает тут же и заставляет получать кайф. Неописуемый.

Porsche Boxster — не та машина, которую стоит пробовать по чуть-чуть. Он готов отдаться от всей души, четко реагируя на каждое нажатие педали газа, сдвигаясь на миллиметры от малейшего прикосновения к рулю, подлетая к связке поворотов на всех парах и покоряя отменной обратной связью. Ему не будет слишком много восторгов, потому что на его «УрррВЖжжжРРРРРРРР!» кто угодно закричит в ответ «WOOHOO!».

Post Scriptum.

Заезды для региональной прессы приурочили к масштабному празднику скорости Porsche Festival, который проходил на Moscow Raceway два дня подряд. Настоящая, лютая гонка на спорткарах разных лет. С раннего утра здесь можно было встретить как олдскульные экземпляры с еще воздушным охлаждением моторов, так и современные модели разных мастей.

Апофеоз — Porsche 911 GT3 RS 4.0.

Без пол-секунды гоночный болид, который, тем не менее, легален на дорогах общего пользования. 4,0-литровый атмосферный оппозитник с отдачей в 500 л.с. стреляет машиной в пространство за 3,9 сек. Но это хоть и снаряд, но дорожный. А вот настоящий, кольцевой.

Воскресное времяпрепровождение успешных людей разных лет на штутгардтских спорткарах всех мастей. Отдых такой. Но отдых серьезный и взрослый. Все, как в большом кольцевом спорте: свободные заезды, квалификация, старт с ходу бок о бок, бампер в бампер. Чем у них там все закончилось, не знаем — аккурат в разгар квалификации пришло время ехать в четырехчасовую пробку до «Домодедово».

"