Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
7 декабря 2012, 19:00

«Эмка», лимузин и «Горбатый»: в Перми показали ретро-автомобили

«Эмка», лимузин и «Горбатый»: в Перми показали ретро-автомобили
Машины первой половины 20 века на ходу и на зимней резине стали экспонатами выставки «Антикварный салон» в павильонах «Пермской ярмарки».

Карманные часы, кольца с рубинами и резные стулья и самая первая в мире марка «Черный пенни» — с таким набором экспонатов в Перми открылась выставка «Антикварный салон». Мы же углядели в программе выставки олдтаймеры — антикварные автомобили из частной пермской коллекции.

Принято, что антиквариатом называются вещи, достигшие возраста в 60 лет. Все, что младше — винтаж. Вот и получается, что почти все олдтаймеры, представленные на «Пермской ярмарке», пока что еще винтажные автомобили. За исключением красавца ГАЗ М1 1938 года выпуска.

Серийно «Эмка» выпускалась около 7 лет. Ее предшественником был легендарный ГАЗ-А — пожалуй, первый массовый легковой автомобиль в СССР.

В основу М1 лег американский Ford Model B. Американская документация была взята за основу, но в ходе адаптации автомобиль претерпел изменения: рама стала более мощной, изменилась форма крыльев, с 2 до 4 увеличилось количество рессор.
А индекс «М» в названии — от председателя Совнаркома, товарища Молотова. Завод в те годы носил его имя.

На аналогичной «Эмке», правда 37-го года выпуска, мы катались в прошлом году. И рассматривали похожие в музее Горьковского автозавода.

А вот еще одна легенда — ГАЗ-21. Удачный с точки зрения условий эксплуатации в СССР компромисс между американской и европейской школами конструирования легковых автомобилей. Такая была у Юрия Гагарина: спецверсия, с черным кузовом, небесно-голубым салоном и полным пакетом хромового обвеса. А еще одна принадлежит Владимиру Путину. На ней он даже успел покатать американского друга Джорджа Буша.

Год выпуска: 1959, второе поколение.

Автомобиль пришел на замену той самой «Победе», которую чуть не назвали «Родиной», пока товарищ Сталин не вмешался с деликатным намеком.

«Двадцать первая» была любимицей всех таксопарков страны. Потому что, во-первых, завод ГАЗ в свое время отправлял большую опытную партию на таксомоторные предприятия СССР для тестирования в реальных условиях реальными советскими шоферами. А во-вторых, уровень оснащения автомобиля считался донельзя богатым. Отопитель с обогревателем лобового стекла, радиоприемник с колонкой, электрический стеклоочиститель, омыватель лобового стекла и лампочки в салоне и под капотом. И два комфортабельных пружинных дивана.

И, конечно, никуда без накапотного оленя, маскота — отлитого в металле геральдического символа города Горького, которому теперь возвращено историческое название Нижний Новгород.

Кстати, накапотные газовские олени были так популярны, что нередко случались хищения статуэтки. Поэтому, а также из-за травмоопасности, ГАЗ в некоторых партиях автомобилей заменил ее плоской обтекаемой эмблемой. Говорят, что ГАИ порой заставляло владельцев первых-вторых выпусков снимать оленей во время прохождения техосмотра.

А вот еще один экземпляр авто-винтажа, представленный на «Антикварном салоне». И не менее легендарный, чем М1 и 21. Потому что «Горбатый!».

Советский анекдот:

— Какая машина самая тихая?
— «Запорожец»: когда в нём сидишь, уши закрыты коленями!

Перед нами ЗАЗ-965А. Модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год. Наш — родом из 1966 года. На момент первого появления модели в 1960 году такой «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей (1 800 руб. после реформы). По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.).

Вживую красный салон этого «Запорожца» смотрится почти демонически…

Посередине между «двадцать первой» и «горбатым» расположился 407-й «Москвич», так же нежно обожаемый советским народом. Год выпуска — 1960.

Автомобиль создан по мотивам того же ГАЗ-21: полкоманды разработчиков с ГАЗа участвовала в создании этого «Москвича». Оттого и похожим получился, но поменьше. Эта визуальная схожесть как бы говорила всем: «Смотрите, на советские дороги выходит новое поколение легковых автомобилей!».

Главным недостатком его предшественника, 402-й модели, стал доставшийся еще от предшественника слабый и морально устаревший двигатель разработки еще середины 30-х годов. Мотор в 35 лошадиных сил не позволял «Москвичу» напрямую соревноваться с передовыми иностранными образцами этого класса. В версии 407 автомобиль получил более современный силовой агрегат в 45 лошадок. Кроме того, получше стала и отделка. Хотя до наших дней первоначальное оформление салона не доживает и при реконструкции родные материалы отделки приходится заменять на что-то похожее. Или же другое, но с целью произвести впечатление.

Если «Москвич» и «Запорожец» могли быть реальностью для простого советского инженера, то на следующем автомобиле разъезжали только очень важные персоны вроде министра, секретаря обкома и председателя облисполкома и выше. В общем, эдакий аналог современных BMW 7 Series с личными водителем или штудгардский S-класс с триколором на госномере.

ГАЗ-М-12 «ЗиМ» собственной персоной. Год выпуска — 1955. Длинный белый лимузин для советских VIP.

В документации родного Завода имени Молотова, того же самого ГАЗа, именовался шестиоконным длиннобазным седаном. Шести-семиместным, между прочим.

За диваном первого ряда, где слева располагается шофер, следуют мягкие стульчики легкой конструкции, а уж затем — вдали от суеты — полноценный задний диван.

Всего в СССР было выпущено 21,5 тысячи таких авто. Что очень немного. Отличает «ЗиМ» от многих других советских авто то, что он не был копией какой-то передовой иномарки, а предстал перед глазами партийной верхушки самостоятельным автомобилем, в котором, к слову, конструкторы смогли сказать новое слово в рамках всего мирового автопрома.

Несущий кузов в этом классе автомобилей раньше не использовал вообще никто, а советские конструкторы дополнили хитрое решение дополнительными сиденьями и умудрились максимально облегчить машину. И при этом автомобиль был почти наполовину унифицирован по агрегатам с производившимися в то время легковой «Победой», грузовым ГАЗ-51, проектировавшимся в те же годы ГАЗ-69 и другими.

Правда, впоследствии от несущего кузова решено было отказаться, зато показали всему миру уровень советской конструкторской школы и промышленности в лучшем свете.

Чуть позже «ЗиМ» стал доступен в свободной продаже. Но очереди за ним не выстраивались: при цене «Победы» в 16 000 рубей, а «Москвича-400» — 9 000 рублей, за шикарный лимузин приходилось отдать целых 40 000 рублей, нажитых непосильным трудом. И только в середине 70-х годов эти автомобили начали массово списываться из ведомственных гаражей, стоить как обычные «Жигули» и посему возить картошку с дач простых советских граждан. А элита СССР пересела на черные «Чайки».

Прикоснуться к миру ретро-автомобилей и прочему антиквариату можно в «Фотогалерее» ниже: