Posted 13 февраля 2013,, 08:51

Published 13 февраля 2013,, 08:51

Modified 2 марта 2023,, 16:51

Updated 2 марта 2023,, 16:51

«Город разбитых…»: эксперты знают 5 причин плохого качества дорог в Перми

13 февраля 2013, 08:51
Анастасия Вяткина
В реальных причинах низкого качества муниципальных дорог решили разобраться сотрудники Пермского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ».

В Пермском крае 85% всех автомобильных дорог — это муниципальные дороги, качество ремонта и содержание которых вызывает у жителей края, автомобилистов наибольшие вопросы. Так, в Перми достаточно вспомнить лишь несколько объектов: Бульвар Гагарина, улица Маршала Рыбалко, улица Мира…

Этот список можно продолжить. И если федеральные и краевые объекты уже перестали вызывать такое количество вопросов, то состояние пермских дорог можно назвать системной проблемой, считают в Пермском филиале ФГУП «РОСДОРНИИ».

Эксперты «РОСДОРНИИ» сформулировали топ-5 основных причин плохого качества пермских дорог. Properm.ru не удержался от собственных комментариев к мнению экспертов.

Причина №1.

Поздно, а зачастую одновременно объявляются основные конкурсные процедуры. В итоге подряды размещаются нерационально, и строительство затягивается, ведется в условиях проливных дождей и обильных снегопадов, что значительно сказывается на качестве и, соответственно, сроке службы дороги.

Стоит отметить, что эту проблему с 2012 года городские власти начали решать. Аукционы и конкурсы были объявлены не в июле-августе, что недопустимо, а заранее, в весенние месяцы, когда был назван окончательный список дорог, нуждающихся в ремонте. В 2013 году ряд городских улиц должен быть отремонтирован уже к 290-летию Перми, 12 июня.

Если со сроками аукционов хоть как-то ситуация исправляется, то борьба с затягиванием строительства больше похожа на «лежание в сторону мечты». Хотя, по мнению Пермблагоустройства, основного заказчика ремонта пермских дорог, беда здесь не в заказчике, и даже не в подрядчике, а в особенностях Федерального Закона №94. Этот ФЗ не позволяет заказчику выбрать надежного и проверенного в деле поставщика услуг, заставляя выбирать по стоимости контракта — самой низкой. Дешевое, как мы знаем, хорошим бывает редко.

Причина №2.

Необходим тщательный выбор подрядных организаций, например, предварительный квалификационный отбор, расширенные квалификационные требования в проводимых конкурсах. Нужно добиться того, чтобы качество работ при отборе превалировало над ценой, исключить возможности демпинга.

К сожалению, бороться с этой причиной плохих дорог на местном уровне нереально. Изменения в Федеральный Закон №94 возможно внести лишь на уровне высшей законодательной власти нашей страны. Но законотворцев сложившаяся ситуация, похоже, вполне устраивает — ведь таким образом экономятся деньги бюджетов всех уровней. Многие в этом случае любят рассуждать про «откаты», однако вера есть не рассуждениям и мнениям, а доказательной базе.

Причина №3.

Контрактная система базируется на нереальных условиях. Система оплаты работ должна мотивировать подрядчиков работать и ритмично, и качественно, сдавать объекты в срок. Для этого необходимо определять соответствующие ресурсы: реалистичные бюджет и сроки выполнения работ.

Крупные подрядчики с хорошей ресурсной и материальной базой имеют возможность выполнять работы за свой счет и требовать расчета по факту уже сданных работ. К примеру, таким образом строится Восточный обход с 9 по 18 км и транспортная развязка там же. Опыт, ресурсная и материальные базы крупных подрядчиков позволяют заранее оценить объем работ и признать требуемые сроки выполнения заказа реальными либо недостаточными.

Но крупных дорожных подрядчиков в Пермском крае — раз-два и обчелся. Менее масштабные организации зачастую имеют больше амбиций и желания заработать деньги, нежели конкретные умения, парк техники и осознание личной ответственности перед горожанами. На дорожно-строительный рынок Перми выходят неопытные исполнители — результаты их работы остаются зимовать или многократно переделываются.

Таких исполнителей городские власти могут даже публично заклеймить, но ускорению работ это вряд ли помогает. Не работают зачастую и многомиллионные штрафы, сопоставимые со стоимостью всего контракта — некоторые подрядчики не дорожат даже своим именем.

Причина №4.

Отсутствует комплексная система технического надзора за дорожными работами. Необходимо обеспечить ясную и прозрачную систему конкурсов по техническому надзору строительства, чтобы в конкурсных процедурах принимали участие только профессионально подготовленные специалисты, имеющие хорошую техническую базу в регионе. В настоящее время не организован должный контроль за строительством дорожных объектов, в конечном итоге, строительство затягивается, увеличивается бюджет проекта, повышается дефектность объектов.

Причина №5.

Отсутствует должный контроль выполнения подрядчиками гарантийных обязательств. Заказчики не должны замалчивать дефекты строительства. Если гарантийные обязательства не исполняются — необходимо требовать их неукоснительного исполнения через суд. Отсутствует судебная практика требования исполнения гарантийных обязательств и взыскания ущерба за невыполнение договорных гарантийных обязательств.

Здесь эксперты Пермского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ» правы на все 100%. Системный подход к решению вышеперечисленных вопросов поможет без особых затрат значительно улучшить состояние сети автомобильных дорог в городе. Вместе с тем, стоит понимать, что улучшения не будут происходить моментально. И результат тех положительных тенденций и «работ над ошибками» будет виден через 3–5–10 лет.

Позволим себе напомнить: несколько лет назад по Компросу ездили автомитинги с траурными табличками «Мы скорбим по пермским дорогам», а в Камской долине висел баннер «Добро пожаловать в Пермь — город разбитых дорог». Теперь — к идеалу наши дороги не приблизились, но лучше все же стали.

"