Posted 2 апреля 2013,, 04:00

Published 2 апреля 2013,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:33

Updated 2 марта 2023,, 16:33

Рустам Мингазов: Автогонки — попробовал, и больше они не отпустят

Рустам Мингазов: Автогонки — попробовал, и больше они не отпустят

2 апреля 2013, 04:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Гость вчерашнего тест-драйва дает советы новичкам в любительском автоспорте, рассказывает об отношении к проекту Lada Granta Sport и объясняет, что нельзя выбирать между девушкой и гонкой.

Многократный победитель пермских соревнований по автомногоборью в классе «Монопривод» и абсолютный лидер зачета «Спорт Монопривод» зимнего сезона 2013 Рустам Мингазов продемонстрировал нам собственный боевой автомобиль — 200-сильный ВАЗ-2108. А вместе с ним и отличия быстрого ВАЗа от «четкого ТАЗа». Подробности — в разделе «Тест-драйв» на Properm.ru.

Как давно ты понял, что занял лидирующие позиции среди местных спортсменов-любителей?

— В Перми стабильно первые места занимал несколько лет подряд. Ездил в Екатеринбург на Drag Racing, там тоже призовые места брал. За восемь лет от дрегрейсинга ушел к автоспринты, зимние кольцевые гонки — автомногоборье. Там тоже все сложилось. С самого начала всегда стремился к лидерству. Кто-то приезжает на гонку просто прокатиться, а мне нужна победа. Моя цель — всегда быть в тройке.

Откуда эта спортивная злость, боевой настрой и воля к победе? Ты точно занимался еще каким-то видом спорта, не автомобильным. Силовым?

— Хоккеем занимался. Там тоже довольно успешно выступал, за 10 лет пришел к КМС.

За счет чего ты сейчас побеждаешь в гонках? Машина, мастерство или хитрости?

— Важно все вместе. Если у тебя огромный бюджет, но нет навыков, ты будешь ездить, но первых мест не будет. Если нет ни денег, ни навыков — вообще ничего не добьешься. Я сам делаю машины, занимаюсь подготовкой техники, знаю нюансы и тонкости. Важен цельный сплав опытного руления на той машине, где знаешь каждый винтик и реакции. Есть свои хитрости в углах установки колес, в выборе резины…

На правах эксперта в подготовке машин расскажи, какие ошибки постоянно допускают новички? Давай им что-нибудь полезное посоветуем.

— Нужно вдумчиво относиться к мелочам.

Теперь о ралли. Ты осуществляешь техническую поддержку пермского экипажа Слепов-Шуваев, готовишь машину, ездишь с ними на соревнования. Почему сам не ездишь там?

— Уровень пилотирования, думаю, позволил бы. Но не позволяет бюджет. Попробовать себя в серьезной дисциплине очень хочется. Может быть, еще приду к этому.

Что есть в твоем активе после участия в Чемпионатах по автомногоборью в Перми, которые имели официальный статус и давали возможность получать действительные спортивные разряды?

— По итогам 2012 года я занял третье место. Мог бы получить КМС, если бы на последнем этапе обошлось без технического схода. Если дальше эти соревнования продолжатся с официальным статусом, главной моей целью будет там первое место по итогам года в классе «Спорт Монопривод», а разряд для меня не главное.

Надпись «Турбоатмосфера» мелькает постоянно на 4–5 машинах, участвующих в последних гонках. С чего все началось?

— Началось все с того, что ко мне мне приехал Саша Харитонов, познакомился и попросил собрать машину «на каждый день». Я ему предложил собрать турбовую «восьмерку». И на гонки заодно позвал. Он заболел гонками, потом еще друзья подключились. И как-то бац — и все вместе решили объявить, что мы команда. Стали на гонки заявляться «Турбоатмосферой», флаги сделали, футболки, надписи на машинах. На сегодня у нас выступают все машины с турбинами и у меня «атмосферник». Поэтому такое название.

Сколько вас?

— Я регулярно участвую в соревнованиях. Кроме меня постоянно выезжают еще трое: Денис Аверкин, Александр Харитонов, Дмитрий Куликов. К летнему сезону готовим Никиту Ходырева — делаем ему ВАЗ-2107. В его заднеприводной «классике» будет 200 лошадиных сил. Так что конкуренцию составим не только «Хонда Клубу».

С «Хонда Клубом» жесткое соперничество в принципе или только на треке? Как с другими командами и автоклубами общаетесь?

— «Хондоводы» — основные соперники на соревнованиях, заявляются всегда в «Монопривод», на призовые места приходят. За пределом трека нормально все, общаемся, подкалываем друг друга. С пермским клубом Субару есть дружба, взаимопонимание и респекты. Они молодцы, что несколько лет подряд проводили соревнования. Три года кроме их соревнований в Перми ничего не было. А сейчас федеральное ралли «Ермак» вернулось, местное ралли «Прикамье» началось, любительские гонки зимние прошли на Мулянке, причем ударно, вся мощь моторов там собралась. Сейчас готовимся к летнему сезону, очень надеемся на картодром.

Спортивная жизнь кипит?

— Живу из одной гонки в другую: сам на Мулянке отъездил три раза, без передышки начали готовить экипаж Слепова-Шуваева к ралли «Горный лен» в Асбесте, потом сама поездка… Сейчас вот перерыв весенний грядет — можно и дальнейшей подготовкой машины заняться.

На последних гонках на Мулянке ты в квалификации ехал с таким сказочным временем в своем классе, что попросил пустить тебя в класс «Спорт Полный привод», к весьма серьезным машинам и пилотам. И ведь действительно мог занять там оба раза третьи места, но были сходы. Почему, что подвело?

— На втором этапе соревнований моим соперником был Евгений Морозов, и как-то я засмотрелся на него… Итогом стала ошибка в пилотировании, очень быстро вошел в поворот, не рассчитал траекторию и в итоге «убрался». Когда выезжал из снега, понял, что состояние мотора уже не позволит продолжить гонку. Второй раз, на третьем этапе, снова поехали с Морозовым. Тут была огромная лужа, мне залило мотор, принял решение не насиловать технику. В своем классе я победу забрал три раза подряд в этом сезоне. А с полноприводниками на Subaru я на летних сезонах еще разберусь (смеется).

Машина на каждый день у тебя какая?

— ВАЗ-2113. Гражданский вариант. Не ломается, не напрягает.

Не верю, что твой гражданский ВАЗ-2113 обычный, стоковый…

— Отличается немного (смеется). Мотор стоит мощный, коробка, подвеска — везде есть изменения. Но больше для собственного комфорта. Просто увидев в городе, не поймешь. Ксенона нет, мне он не нравится.

Жизнь среди машин, свой автосервис, в свободное время опять же гонки. А другие радости в жизни есть?

— Конечно. Обычный человеческий досуг. Правда, на лыжах не катаюсь, алкоголь не пью и марки не собираю. С одной стороны, даже рад, что хобби и с работой связаны. Это и хобби, и работа, и друзья. Получается увлекательная жизнь. К тому же, спортивное сообщество дружное, развита взаимопомощь в автоспорте: как запчастями и резиной, так и человеческой выручкой. Да и гонки такая вещь — один раз попробовал, больше они тебя не отпустят.

Как твоя вторая половина относится к этому огромному увлечению машинами, моторами и автоспортом?

— Нет пока второй половины. Но в жизни уже приходилось объяснять, что нельзя заставлять делать выбор между девушкой и гонками. Это разное.

Что думаешь о проекте АвтоВАЗа — гражданской версии «Лада Гранта Спорт»?

— Прокатился бы — сказал. Они решили привлечь молодежную аудиторию и, наверно, пошли в сторону улучшения.

Гоночные привычки прорываются на дорогах общего пользования?

— Весь пар остается здесь. Когда поездишь на боевых скоростях и узнаешь, чем это может закончиться, в обычном вождении многого уже не допускаешь. На треке ты вылетишь в сугроб, а на дороге это будет столб или остановка… А в городе прогнозируешь ситуацию. Гоночные навыки помогают при нашей загруженности дорог и непредсказуемом поведении некоторых водителей: реакция срабатывает раньше, чем осознаешь ситуацию. Гоночная мышечная память спасает, рефлексы — что в городе, что на трассе.

Фото автора

"