Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Авто
20 мая 2013, 15:00

Спасти полтысячи жизней: В Прикамье задумались о безопасности на дорогах

Спасти полтысячи жизней: В Прикамье задумались о безопасности на дорогах
В последние дни в Перми много разговоров ведется о концепции долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». Читаем программу, слушаем мнения экспертов.

Обсуждение концепции программы нельзя назвать пустой болтовней: к созданию документа приложились все профильные ведомства, 6 мая проект концепции был внесен на обсуждение Законодательного собрания Пермского края. Более того, существует распоряжение председателя краевого Правительства Геннадия Тушнолобова об одобрении проекта концепции целевой программы, а инициативная группа депутатов ЗС рассчитывает на одобрении проекта уже на майском пленарном заседании в первом чтении.

Целевая программа по повышению безопасности дорожного движения, безусловно, нужный документ. Из текста концепции секрета не делают, документ находится в открытом доступе. Прежде всего, проект концепции заявляет о том, что обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальной задачи обеспечения личной безопасности, а также одним из решений демографической проблемы.

Владимир Чулошников, депутат ЗС Пермского края:

Одно из главных направлений демографической политики в России — снижение смертности среди трудоспособного населения. По России в ДТП погибает около 28 тысяч человек в год. Это люди трудоспособного возраста, 26–40 лет, мужчины в основном. Вот какой ущерб мы имеем. Цель концепции — снижение этой смертности.

Стоит отметить, что аварийность напрямую зависит от высокого уровня автомобилизации. За последние 5 лет численность автопарка в Пермском крае увеличилась, по данным ГИБДД, на 130 тысяч и достигла 880 тыс единиц транспортных средств. «Увеличивается автотранспортный поток, становится больше молодых, не совсем опытных водителей — ситуация в этих условиях не может улучшаться» — считает замначальника УГИБДД по Пермскому краю Алексей Челпанов.

Алексей Челпанов:

Взять 2004 год — отправная точка действия предыдущей целевой программы до 2012 — было 675 человек, погибших в ДТП за год. В результате совместной работы была принята программа в 2005 году, работала до 2008 года. Потом была принята еще одна. Программы показали хорошую эффективность: 2008 — 612, 2009 — 550, 2010 — 531. Постепенное снжение было.

Форс-мажорным обстоятельством здесь стало реформирование МВД, в результате которого наша «пехота» сократилась почти вдвое по числу выставляемых на дороги экипажей. Первые годы реформы всегда тяжелые. Пришли на показатель 596 погибших за 2012 год. А единственный положительный итог — только ноль аварий.

Основные причины аварийности в Пермском крае за 2012 год, по данным ГИБДД. Стаж водителя до 3-х лет напрямую причиной аварии не является, однако статистика этого косвенного фактора пугает.Основные причины аварийности в Пермском крае за 2012 год, по данным ГИБДД. Стаж водителя до 3-х лет напрямую причиной аварии не является, однако статистика этого косвенного фактора пугает.

Не все гладко у нас и с состоянием дорог. Их качество становится сопутствующим ДТП условиями. Но зачастую проблем можно избежать, вовремя «включив голову».

Халил Фарвазетдинов, замминистра транспорта и связи Пермского края:

Есть средства, чтобы улучшить качество покрытия. Скоростной режим в итоге огромный: меньше 120–140 км/ч никто не ездит. «Почему бы не поехать быстро, дорога-то позволяет» — думают так почти все водители. Ямка-канавка, которую не ожидаешь, и потеря управления. В итоге ДТП.

Алексей Челпанов:

Если водитель видит, что есть проблемы в покрытии, отсутствует освещение, он должен выбрать другой режим движения. Проблемы дороги сопутствуют 40% произошедших ДТП, но не являются их причиной.

Инициаторы принятия концепции поработали со статистикой: у проекта программы есть вполне определенные целевые показатели.

Так должна снизиться смертность среди населения к 2020 году. Целевой показатель — снижение смертности на 25% от уровня 2012 года, это позволит сохранить 650 человеческий жизней.

Показатель тяжести последствий ДТП должен снизиться с коэффициента 11 до 9,4. Социальный и транспортный риски от ДТП снизятся более чем на 20% по сравнению с 2012 годом. Больничная летальность пострадавших в результате ДТП снизится с 4,2% до 3,9%.

Стоит отметить, что раньше на территории Пермского края уже действовали подобные целевые программы. Более того, их эффективность была признана официальными данными. Была лишь одна проблема: программа реализовывалась силами лишь правоохранительных органов и, в лучшем случае, органов общественной безопаснсти. На этот раз разработчики концепции программы предлагают применить комплексный подход, в котором, помимо силовиков, будут участвовать и другие ведомства: Министерство транспорта, Министерство образования, Министерство здравоохранения.

По словам разработчиков концепции программы, комплексный подход множества ведомств поможет сделать вклад каждого ведомства в общее дело более эффективным. Выделены даже плюсы и минусы такого целевого межотраслевого подхода.

позитивная подпись

— скоординированная деятельность и системный подход к решению проблемы

— постановка единых целей и задач

— формирование системы приоритетных мероприятий

- повышение эффективноси управления на региональном и местом уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия

— концентрация ресурсов

— применение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат

— повышение социально-экономического эффекта от реализации мероприятий

негативная подпись

— необходимость координации большого числа исполнителей

— значительное влияние невыполнения (неполного выполнения) отдельных ведомств на комплексный результат

— недостаточное финансирование программынх мероприятий.

Как видим, плюсов системного целевого подхода все же больше, чем минусов.

Разработка конкретных мероприятий программы будет возложена на специальную рабочую группу, утвержденную распоряжением Правительства Пермского края. Основные цели и задачи целевой программы определены уже в концепции программы. Цель одна — снизить смертность в результате ДТП. Задач много, и они позволяют создать скоординированную систему по нескольким направлениям деятельности.

1. Развитие системы предупрежедения опасного поведения участников дорожного движения.

— формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению

— информирование о ситуациях, потенциально приводящих к ДТП

— повышение культуры на дорогах

— создание в обществе понимания о неотвратимости наказания за нарушение ПДД

— обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований ПДД, в том числе с применением систем фотовидеофиксации

2. Обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении.

— обучение детей и подростков ПДД

— формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах

— укрепление и контроль дисциплины участия детей в дорожном движении

— создание условий безопасного участия детей в дорожном движении

3. Развитие системы организации движения транспорта и пешеходов

— обеспечение безопасного движения пешеходов в дорожном движении

— устранение и профилактика возникновения опасных участков дорожного движения, пробок и заторов

— организация транпортного планирования с целью обеспечения безопасного и эффективного трафика

— развитие интеллектуальных транспортных систем

— обеспечение пассивной и послеаварийной безопасности дорог и дорожной инфраструктуры

4. Развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

— обеспечение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП

— обеспечение территориальной доступности медучреждений

— повышение уровня координации служб, участвующих в оказании помощи пострадавшим в ДТП

— внедрение новых технологий в сфере оказание первой помощи пострадавшим в ДТП

В рамках именно этих задач и будут разрабатываться мероприятия программы по всем направлениям. Работа найдется для каждого ведомства.

Реализовать программу концепция предполагает в три этапа с 2013 по 2020 годы. Первый этап будет направлен на устранение и профилактику возникновения опасных участков дорожного движения, а также на развитие системы помощи пострадавшим в ДТП. Второй — на развитие системы организации движения транспорта и пешеходов. Мероприятия третьего этапа программы будут разрабатываться с учетом дифференцированного подхода к задачам программы, а также путем преодоления дисбаланса в ситуации с аварийностью. Остается лишь найти деньги.

Халил Фарвазетдинов, замминистра транспорта и связи Пермского края:

По потребности финансового обеспечения — запланировали 800 млн рублей. 239,5 млн в 2013 году, из них 6 млн на устройство нерегулируемых пешеходных переходов. Далее около 100 млн в год из бюджета Пермского края. Принятие программы на региональном уровне позволит нам привлечь и федеральные средства.

Напомним, концепция целевой программы будет рассмотрена на майском пленарном заседении Законодательного Собрания Пермского края 23–24 мая. Обсудят депутаты и вопросы финансирования целевой программы. Ожидается, что проект будет одобрен.

К слову, одобрили инициативу и представители общественности. Директор «Центра водительского мастерства» Михаил Гофман поделился наблюдением, что, по его опыту, гораздо меньше ДТП совершается в местах, где есть видеофиксация (а это заложено в программе). Байкер Вадим «Тень» Мурыгин отметил, что такая программа нужна, но над ней надо серьезно работать. Например, самое пристальное внимание уделить детям. По его мнению, для кардинальногоизменения ситуации, должно смениться поколение, а соблюдать правила дорожного движения надо учить с малых лет.

Михаил Гофман, директор «Центра водительского мастерства» :

Я стал бояться ездить. Как не было культуры вождения, так и нет. Нужно ставить видеокамеры через каждые 300 метров, чтобы фиксировали самые разные нарушения. Нужно предотвращать ДТП: есть гаишники — не нарушаю, не вижу их — нарушаю. Я вижу нарушения на дорогах каждый день. Не все из них опасные, однако это лишь потому, что водители не чувствуют ответственности, неотвратимости наказания. Езжу только по необходимости, как раньше в булочную за 200 метров — уже нет.

Высказать свое мнение о целевой программе, внести свои предложения в программу безопасности дорожного движения можно в специальной ветке на городском форуме Teron.ru.

Фото: архив Properm.ru.