Posted 27 мая 2013,, 10:40

Published 27 мая 2013,, 10:40

Modified 2 марта 2023,, 16:16

Updated 2 марта 2023,, 16:16

Статистика пермских автошкол: Обучают или экономят?

27 мая 2013, 10:40
Анастасия Вяткина
Глядя на показатели аварийности выпускников пермских автошкол, Properm.ru решил выяснить, по какой причине начинающие водители допускают множество ошибок на дороге. Кроме того, мы посчитали, какие автошколы можно назвать самыми безаварийными.

На сайте УГИБДД по Пермском краю был опубликован анализ ДТП по вине начинающих водителей. После каждого ДТП по вине водителя со стажем вождения до 3-х лет в базу ГИБДД попадает отметка о том, в какой автошколе учился виновник ДТП. Это делается для того, чтобы со временем сделать выводы об уровне подготовки водителей в каждой пермской автошколе, о квалификации инструкторов. Кроме того, такая статистика со временем поможет выявить автошколы с самым низким уровнем подготовки водителей и поставить вопрос об их дальнейшем функционировании. Но это случится не сегодня и даже не завтра — необходима действительно обширная статистическая и аналитическая база.

Вместе с тем, уже сейчас эксперты делают вывод, что качество подготовки водителей в пермских автошколах оставляет желать лучшего. За первые 4 месяца 2013 года по вине водителей, чей стаж не превышает 3-х лет, произошло 88 ДТП. В некоторых авариях погибли и пострадали люди.

Среди причин ДТП чаще всего фигурирует превышение скорости: из-за него вчерашние выпускники теряют управление автомобилем или неверно рассчитывают дистанцию до других транспортных средств.

Андрей Нижегородов, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по городу Перми:Столкновение ТС — самый распространенный вид ДТП среди всех водителей. Так что нельзя сказать, что столкновение — бич начинающих водителей.

Андрей Тарасов, инструктор по контраварийному вождению:Аварийность у мужчин со стажем вождения до 3 лет выше и это можно объяснить. Женщины по своей природе более осторожны, более консервативны — эти же качеста делают их более спокойными водителями. Молодые люди осторожничают меньше, автомобиль и вождение для них зачастую является способом самоутверждения и самореализации — вот и лихачат.

У экспертов мы спросили о качестве обучения в автошколах, чтобы понять, действительно ли там плохо учат или же выпускники забывают все наставления инструкторов сразу после выпуска и начинают ездить «как придется».

Андрей Нижегородов:Человеческий фактор исключать нельзя, но, с другой стороны, как научили, так и ездят. Статистика говорит сама себя: училось 10 человек, сдали экзамен 6 — вроде 60% сдача, хорошо. Но потом 3 человека из этих 10 попадают в течение первого года в ДТП, являются виновником происшествия — аварийность выпускников 30%, плохо.

Андрей Нижегородов:Проблема нынешних автошкол в том, что там происходит зазубривание карточек с примерами ПДД, а «вождение по городу» сдается по нескольким маршрутам, каждый из которых курсант может хоть пешком пройти и запомнить все знаки, повороты, светофоры, полосы. Потом начинающий водитель выезжает в город или на трассу и сталкивается с реальными условиями и ситуациями, где нужно смотреть во все стороны, да еще и в плотном автомобильном трафике. Порой возникают неординарные ситуации, где водителю поможет только накопленный багаж «дорожных знаний».

Андрей Тарасов:Занимаюсь с теми, кому не хватило опыта вождения, вынесенного из автошколы, и вижу каждый раз, что качество этого образования у нас низкое. Дело здесь даже не в плохих инструкторах — есть в пермским автошколах отличные мастера своего дела — здесь проблема в самой системе такого образования. В любой автошколе в курсанта за минимальное количество времени пытают впихнуть все знания по ПДД, при этом реального вождения дается всего 50 часов. Наездил курсант 50 часов, но ничему не научился, что в реальном вождении нужно еще. Не учат в автошколах правильному перестроению, разгону, торможению, не учат предвидеть дорожную обстановку, анализировать ее. Инспектора валят на экзаменах? Я бы тоже валил, и еще больше даже…

У экзаменаторов нет ресурсов, чтобы ездить с сдающим экзамен несколько часов, по разным дорогам, смотреть на все его дорожное поведение. Если бы у нас экзамены принимались как в Германии, процент сдачи был бы, при такой системе обучения, гораздо ниже, чем сейчас. Однако в экзаменационном отделении ГИБДД по городу Перми эту проблему осознали давно и увеличили время приема экзамена.

Сергей Кривощеков, начальник экзаменационного отдела ГИБДД по городу Перми:Сами выпускники автошкол рассказывают, что обучение происходит только лишь по экзаменационным маршрутам, то есть практике реального вождения по городу в наших автошколах не учат. В этом и проблема: теорию все сдают хорошо, но вчерашние курсанты автошкол оказываются не готовы к передвижению по городу в потоке транспорта. В связи с ростом аварийности в регионе мы сейчас увеличили время на одного экзаменуемого до 15–20 минут, это позволяет шире увидеть возможности кандидата.

Отметим, после такого нововведения процент сдачи экзамена упал: раньше он был от 28% и выше, а, к примеру, в апреле 2013 года стал около 12%. «Нет цели «завалить» кандидата на получение водительского удостоверения, есть цель адекватно оценить готовность выпускника автошколы к реальному вождению» — пояснил в беседе с Properm.ru Кривощеков.

Так как в анализе ДТП с начинающими водителями есть прямые отсылки к автошколам, попробуем определить, где аварийность выпускников ниже. Стоит отметить, что рейтинги автошкол ГИБДД Перми делает давно, однако, судя по ним, самыми аварийными оказывались те автошколы, в которых обучается больше всего курсантов. С точки зрения статистики это действительно так, однако из малого количества выпускников автошколы виновниками ДТП могут стать треть, а то и половина выпуска.

У каждой автошколы есть неизменная «емкость» — сколько водителей она может обучить в один период времени на основании имеющихся учебных площадей, технического оснащения и штата сотрудников. Чтобы понять аварийность каждой автошколы, достаточно провести взаимосвязь между количеством выпускников и уровнем аварийности ее выпускников за тот же период времени, ведь основные характеристики автошколы и количество учащихся меняются весьма незначительно.

Естественно, есть и погрешности. К примеру, в автошколе с «аварийностью выпускников» за указанный период времени обучалось всего 2 курсанта, а один вчерашний выпускник стал виновником ДТП — аварийность 50%. С другой стороны, такая статистика в отношении школ с малым количеством учащихся даже в этом случае говорит о невысоком уровне подготовки водителей.

Статистика: УГИБДД по Пермскому краю. Инфографика: Properm.ru.