Posted 16 сентября 2013,, 04:00

Published 16 сентября 2013,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 17:44

Updated 2 марта 2023,, 17:44

Экскурсия Properm.ru: проверяем пермский асфальт в лаборатории

Экскурсия Properm.ru: проверяем пермский асфальт в лаборатории

16 сентября 2013, 04:00
Фото: Кирилл Козлов
В рамках экскурсии в лабораторию «Пермблагоустройства» Properm.ru расскажет и покажет, что такое «керны», откуда они берутся и о невидимой стороне процесса проверочных манипуляций с асфальтом.

Лаборатория по испытанию дорожно-строительных материалов МКУ «Пермблагоустройства» притаилась в историческом центре, уютном дворике на Ленина, 27. Туда Properm.ru отправился вместе со специалистами, взявшими образцы свежеуложенного покрытия на улице Маршала Рыбалко. Однако — обо всем по порядку.

В начале был ГОСТ

Прежде чем попасть на наши дороги, асфальт проделывает долгий путь. На асфальтобетонном заводе подбираются материалы и производится сырье. Главная цель производителя — уложиться в нормативные требования, прописанные в ГОСТе. При этом производитель должен определить оптимальный состав асфальтовой смеси для конкретных дорожно-климатических условий.

«Чтобы начать работы по экспертизе нам нужна асфальтовая смесь с завода» — поясняет Елена Полевщикова, ведущий инженер лаборатории «Пермблагоустройства».

В специальной печи смесь разогревается, определяются ее зерновой состав и содержание вяжущего вещества на соответствие с составом, который прописан в проекте для конкретной дорожной стройки. Далее из смеси изготавливаются образцы. Для лабораторных опытов их переформовывают, вот так они выглядят:

Для каждой смеси есть свой минимальный размер пробной формы, должны соответствовать высота и диаметр. Затем эти образцы лаборатория испытывает на различные показатели. В углу стоит хитрый прибор. По сути — гидравлический пресс, только с «электронными мозгами».

В него задается программа, и в соответствии с ней на образец в различных режимах подается нагрузка. В любой момент аппарат можно остановить, отцентрировать образец.

Дальше прибор проверяет опытный экземпляр на прочностные характеристики. Графики степени нагрузки, выданные компьютерной программой, также анализируются специалистами.

«А здесь мы определяем еще на зерновой состав, содержание вяжущей части. В муфельной печи при температуре 500 градусов вяжущая часть выжигается, минеральная часть остается. Вот так она выглядит уже после обжига» — показывает Елена Полевщикова. Перед нами, говоря простым языком, обычный щебень, только разнокалиберный. Потом этот щебень рассеивается на ситах по дисперсности.

Состав каждого сита фиксируется. Эти сведения также в соответствии требованиям ГОСТа заносятся в протокол.

В протоколе лабораторных исследований, который выдается после экспертизы, отражены типы всех испытаний, их значения, в соответствии, даны требования, фактические значения, и заключение, годится ли материал по требованиям проекта. После — окончательный вердикт: быть или не быть асфальтобетону дорогой.

После укладки

Наверняка многие жители нашего города видели на асфальте три характерных круглых углубления, напоминающие не то знак радиации, не то след инопланетян. После укладки свежего асфальта берутся «керны» — те самые образцы. Три «выпиленных» из дороги столбика.

Наблюдаем за отбором крена на свежеотремонтированной улице Маршала Рыбалко в Закамске. Участок как раз готовится к приемке заказчиком. Он же и определяет, откуда точно будут взяты образцы.

А дальше начинается дикий шум!

С учетом интенсивности сезона коронка несколько раз меняется. Как было не поинтересоваться, сколько стоит такая техника. Бурильный станок — около 300 000 рублей, коронка — 9 000 рублей.

Специалист по бурению достает керны из створа при помощи специального зажима:

«Далее их доставят в лабораторию, где в течение двух дней будут определены результаты. Отдельно осуществляется контроль геометрических показателей дороги: ширины, уклона» — рассказывает специалист МКУ «Пермблагоустройство» Андрей Бармышев, пока оператор буровой проводит еще один забор керна.

«А кто должен заделать дыры?» — простодушно спросили мы, ведь не секрет, что зачастую их просто бросают как есть. Ответ получен: безусловно, это должен делать подрядчик. Комиссия по приемке объекта в лице заказчика не примет «халтуру».

Взятые керны высушиваются и подготавливаются для лабораторных тестов. Затем специалисты делают проверку на водонасыщение: измеряют плотность образца, затем по увеличению массы определяют, сколько он может набрать в себя влаги.

Для этого сотрудники лаборатории взвешивают сухой и ненасыщенный водой образец. После этого образец взвешивается в воде.

Водонасыщение образца длится в течение получаса. Затем все данные фиксируются, лишняя влага убирается, производится повторное взвешивание. Но уже на воздухе. По разнице масс и вычисляется плотность образца.

Далее образец отправляется в технологическую емкость, к которой подключен насос для откачки воздуха. Правильно, сейчас там будет вакуум. Так обеспечивается максимальное проникновение воды в поры, имеющиеся на образце. При достижении на манометре отметки -1 создается вакуум. В этом состоянии образцы выдерживаются целый час. Затем емкость открывается, и еще полчаса образцы лежат при нормальном давлении.

А дальше снова с образцов убирают лишнюю влагу и взвешивают, производя расчеты и вычисления плотности. Полученные значения должны соответствовать нормам ГОСТа. «После уже проверяется, не нарушена ли технология укладки, и на основе этих данных производится прием работ или отказ в приеме», — подводит итог Елена Полевщикова.

Стоит отметить, что комиссия по приемке работ на улице Маршала Рыбалко назначена на 20 сентября. Тогда и узнаем, соответствует ли уложенное покрытие всем нормам. Дырки от взятия керна дорожники так же обещают заделать аккурат ко «дню икс».

Текст: Юрий Шейко

"