Posted 9 октября 2008,, 07:27

Published 9 октября 2008,, 07:27

Modified 2 марта 2023,, 17:34

Updated 2 марта 2023,, 17:34

В России перестанут продавать автомобили

9 октября 2008, 07:27
Поначалу никто не верил в стагнацию авторынка России, полагая, что здесь купят все...

Всего пару месяцев назад автопроизводители мира предвкушали суперприбыли, которые им сулил растущий российский авторынок, вдруг ставший вторым в Европе по объему продаж после Германии. Потому Московский автосалон и превзошел по своему размаху международное мотор-шоу в Лондоне, которое такие производители, как Audi, BMW, Aston Martin, Porsche и Rolls-Royce даже не почтили своим присутствием. Все ставки были сделаны на Россию, и все силы в виде серьезно доработанных и слегка подгримированных моделей, концептов, прототипов и прочей техники, включая суперкар Спиди-гонщика и робота Asimo, были брошены в Москву. Китайские автопроизводители по привычке «высадились» в полном составе. Однако похоже, что все усилия оказались напрасными, поскольку теперь эксперты предрекают российскому, впрочем, как и мировому авторынку затяжную депрессию.

Началось все, как обычно, с США. Последствия ипотечного кризиса не могли не сказаться на автомобильном рынке Америки. Исследование информационно-аналитического агентства Bloomberg показало, что в сентябре текущего года продажи машин в стране Джорджа Буша упали на 27% по сравнению с показателями прошлого года. Таким образом, объем продаж автомобилей в США падает уже 11 месяцев подряд. Отметим, что последний раз столь низкий уровень автопродаж был зафиксирован здесь 17 лет назад — в январе 1991 года.

Что касается отдельных производителей, то американский концерн Ford Motor Co. продал в Америке в сентябре 2008 года на 35% меньше машин, чем в прошлом году, продажи Chrysler LLC сократились на 33%, а General Motors Corp. — на 16%. Падение спроса сказалось и на иностранных автокомпаниях: уровень продаж Toyota Motor Corp. в США упал на 32%, Nissan Motor Co. — на 37%, а Honda Motor Co. — на 24% по сравнению с показателями прошлого года.

Впрочем, спрос на автомобили оставляет желать лучшего и в Европе. Еще в августе текущего года продажи тут упали до уровня 1999 года. Пока европейским автокомпаниям остается лишь сокращать объемы производства, наблюдать за падением своих акций и пытаться спрогнозировать ситуацию на будущее.

Так, по словам председателя совета директоров концерна BMW Норберта Райтхофера, выступившего на пресс-конференции в день открытия Парижского автосалона, мировому авторынку понадобится минимум год на восстановление. Однако не все верят таким оптимистичным прогнозам. В частности, глава французской автомобилестроительной компании Renault SA Карлос Гон считает, что ситуация нормализуется в лучшем случае через два года, с ним согласен и президент Ford Алан Мулалли, полагающий, что первых признаков выздоровления мирового авторынка и, как следствие, автопрома следует ожидать никак не ранее 2010 года.

Кризис и взлет цен на топливо сделали свое дело и на российском и прочих грозивших быть перспективными рынках сбыта вроде Бразилии и Восточной Европы. Поначалу никто не верил в стагнацию авторынка России, полагая, что здесь купят все. Однако Том Либби, эксперт маркетинговой компании J.D. Power & Associates, разумно предположил, что «если кому-то не к спеху покупать автомобиль, то он наверняка отложит его приобретение до лучших времен».

Затем некоторые аналитики стали делать заявления о том, что автокомпании снизят цены на свою продукцию. В частности, падение цен на российском рынке предрекал директор по стратегии и развитию группы компаний «Автомир» (Москва) Владимир Петров. Впрочем, в то же время руководитель отдела маркетинга управляющей компании «Мега-Авто» Светлана Тараканова обращала внимание на вызванный кризисом неожиданный рост ставок кредитования, который без заблаговременного предупреждения клиентов привел к отказам последних от покупок автомобилей.

Если поначалу кто-то из автопроизводителей и пытался заманить потенциальных покупателей незначительными скидками, то теперь стало совершенно ясно, что автомобили не подешевеют и, соответственно, спрос на них будет и дальше падать. Дело в том, что себестоимость автомобилей продолжает расти. Как отметил вице-президент Toyota Мицуо Киношита, цены на металл и прочие материалы растут с угрожающей скоростью, ставя автопроизводителей в безвыходное положение.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», только за первые пять месяцев 2008 года стоимость холоднокатаного листа, который является основным материалом для производства автомобильных кузовов в России, выросла почти на 50%. Не меньше изменилась стоимость и горячекатаного, и оцинкованного листа. Следовательно, производство машин в России становится все дороже, что неизбежно приведет к росту цен на саму продукцию.

"