Posted 14 августа 2014,, 09:00

Published 14 августа 2014,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 17:41

Updated 2 марта 2023,, 17:41

Кухня автобизнеса. Как стать Большим Боссом в продажах автомобилей?

Кухня автобизнеса. Как стать Большим Боссом в продажах автомобилей?

14 августа 2014, 09:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Мы часто пишем об автобизнесе и так же часто получаем вопросы от читателей, как он устроен изнутри. Все для вас — начинаем рассказывать. О том, как сделать карьеру в автобизнесе, все ли автобоссы становятся тиранами и сколько получает менеджер в автосалоне Properm.ru узнал у директора по персоналу компании «ДАВ-АВТО» Оксаны Муравьевой.

Как стать большим боссом в автобизнесе? Все же мечтают.

— Стать биг-боссом возможно и реально, и в нашей компании есть такие примеры. Обычно карьерный рост начинается с менеджера по продажам, дальше — старший менеджер, начальник отдела продаж, директор автоцентра или какого-то направления в бизнесе автохолдинга. Росту и результату помогает кадровая политика, которая выстраивается годами, как в «ДАВ-АВТО».

Насколько важна специальность, записанная в дипломе о высшем образовании? Я знаю, что среди пермских топов есть нефтяники, газодобытчики, инженеры, переводчики и даже врачи-хирурги…

— Успех застигает врасплох (смеется). Специализация высшего образования — не ключевой момент. В нашей компании на ответственных постах работают и медики, и географы. Нужно быть в курсе того, что происходит на автомобильном рынке, и иметь желание двигаться вперед — тогда развиваться и делать карьеру в автобизнесе становится вполне реально.

Цели важнее специализации, старт — с позиции менеджера по продажам. У кого больше шансов: новичка или опытного продажника из другой сферы бизнеса?

— В нашей компании выбор между опытным сотрудником «со стороны» и вчерашним выпускником университета будет делаться в зависимости от желания самого кандидата учиться, расти и развиваться. Нам важен потенциал будущего сотрудника, в нашей компании мы умеем его раскрывать.

Мы никогда не набираем по 5–7 стажеров за один раз и считаем это честной позицией по отношению к соискателям! Придерживаемся политики долгого поиска и возьмем работать именно «нашего» человека — того, который действительно хочет работать хорошо и делать это именно в нашей компании. Благодаря этому в «ДАВ-АВТО» очень низкие показатели «текучести» персонала — всего 13% по итогам 2013 года, а с января по июнь 2014-го еще меньше.

Как относитесь к специалистам, которые хотят перейти к вам от конкурентов?

— Если к нам хочет устроиться на работу специалист из другой автомобильной компании и автосалона с аналогичными брендами, мы рассмотрим его. Если в этот момент есть свободная вакансия, а сам кандидат нас устраивает — возьмем. Если свободной вакансии нет, оставим его в кадровом резерве и в случае необходимости вернемся к нему. Компания работает на рынке 18 лет, у нас есть функционирующий кадровый резерв, и нам достаточно этого. Случаи с «переманиванием», «перекупанием» и жесткий head hunting — это не про нас. «ДАВ-АВТО» — большая стабильная компания, пользующаяся уважением как работодатель.

Попадая к вам с «младых ногтей» новоиспеченный менеджер много учится. Как это происходит? Это долгая программа корпоративного университета или иначе?

— Корпоративного университета в нашей компании пока нет. Думаю, что в будущем мы придем к этой форме. Есть начальное корпоративное обучение для контактного персонала, где новый сотрудник проходит азы, в компании развита система наставничества. Процесс обучения — непрерывный, потому что дилерское обучение (специальные тренинги, тесты и другие формы от автопроизводителя — прим. ред) разбавляется внешними тренингами. В «ДАВ-АВТО», в отличие от других автомобильных компаний, не принято перекраивать человека под компанию, мы помогаем каждому человеку развиваться как личности, постоянно расти. Так, кстати, говорится и в миссии нашей компании, и это не пустые слова.

Чему больше учатся новые сотрудники — продажам или матчасти об автомобилях и их обслуживании? Вежливости и деловому этикету их учат?

— Сейчас клиент становится очень разборчивым, понимающим и знающим то, что он хочет купить. Поэтому мы учим наших сотрудников, чтобы они могли ответить на любой вопрос клиента, чтобы контакт становился беседой клиента и профессионала. Работать с улыбкой учат непосредственные руководители отделов, которые каждое утро на оперативке «заряжают» своих сотрудников. В компании есть грамотная система мотивации, которая настраивает сотрудников на получение результатов, в том числе и с точки зрения клиентоориентированного сервиса. Индекс лояльности клиента, который мы замеряем каждый месяц, дает сотруднику возможность понять, был ли он приятен для клиента компании.

Если уж заговорили о мотивации, не могу пройти мимо дохода сотрудников автобизнеса в тот жесткий кризис, когда все рухнуло, и некий «кризис» сегодня, когда продажи машин просаживаются…

— Действительно, сегодня, когда не только автомобильный рынок, но и экономика в целом чувствуют себя не очень хорошо, у нашей компании есть не только опыт, как работать в сложных экономических ситуациях, но и уверенность в том, что мы будем стоять за каждого сотрудника. Кризис 2008-го коснулся всех, и компании «ДАВ-АВТО» тоже, однако кадровый состав был сохранен. Встрясок, которые застигли многие компании российского рынка, здесь не было. Хотя, не скрою, было очень трудно. Это политика компании — защищать своих сотрудников.

Руководство в любой ситуации предпочитает оставить все на своих местах, чтобы люди работали и получали свою заработную плату. С затянутыми поясами и до победного конца. Люди — главный приоритет, ценность и ресурс. Есть забота о сотрудниках и желание в любой ситуации уберечь их от последствий рыночных потрясений. Более 50% сотрудников работают у нас от 3 лет и выше. Если бы людям было плохо, они бы убежали, и давно. Более 35% сотрудников работают у нас больше пяти лет!

Система мотивации в нашей компании лояльная к сотруднику и пересматривается в зависимости от рыночных трендов. Минимальная зарплата наших менеджеров соответствует средней по рынку, эти деньги он может зарабатывать в условиях дефицита клиентов и даже собственной ленности. Верхнюю планку в точной цифре озвучить не могу, ведь на нее сильно влияет то, как менеджер работает с клиентами, сколько клиентов у него бывает, от того «выхлопа», который получает компания от общения этого менеджера с клиентами.

Только ли хорошая зарплата помогает сотруднику чувствовать себя в компании комфортно?

— Не только. Корпоративная культура «ДАВ-АВТО» построена на уважении к личности человека. Теплые отношения внутри той маленькой компании, какой некогда была компания «ДАВ-АВТО», перенеслись на большой холдинг, и здесь было важно сохранить эту атмосферу.

Проходит много мероприятий: праздничные, спортивные, состязательные. Например, совсем недавно мы подвели итоги и наградили победителей «Олимпиады «ДАВ-АВТО». Среди других причин продолжать работать в нашей компании сотрудники называют официальное трудоустройство и все необходимые социальные гарантии. К значимым событиям в жизни стараемся радовать сотрудников дополнительной премией. В сложных и трагических ситуациях так же помогаем. Сейчас в разработке находятся программы поощрения сотрудникам, проработавшим в компании более 3-х лет.

Как выявляется потенциал сотрудника? Как становится ясно, кому суждено стать большим боссом, а кому нет?

— Действительно, развить потенциал проще, чем его выявить. У нас проводится конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». Это тоже помогает каждому сотруднику стремиться к отличным результатам. Итоги подводятся каждый месяц, сотрудники поощряются а в конце года — «суперфинал» с суперпризами. Например, лучший менеджер отдела продаж текущего месяца получает от компании приятные бонусы в виде удобного для него графика работы, бесплатной мойки личного автомобиля, а так же возможности пользоваться автомобилями для тест-драйва. Кстати, уже сейчас лучшие сотрудники в нашей компании выделены бейджами «лучший сотрудник» и вы их можете видеть в наших салонах и сервисах.

Есть ли те профессии и специальности, которые в автобизнесе всегда востребованы? Могут ли такие соискатели рассчитывать, что карьерный рост достанется им проще?

— Востребованы технические специалисты, работники технического сервиса. Ремонтники агрегатов, диагносты — таких специалистов мало на рынке, они всегда нарасхват.

Стартовать можно с любой позиции — менеджер по продажам автомобилей, менеджер по сервисному обслуживанию, слесарь по ремонту. Есть возможность роста в административных подразделениях.

Есть мнение, что большой босс в автобизнесе — это просто. Можно класть ноги на стол в шикарно обставленном кабинете, ездить на самой дорогой машине из модельного ряда, а деньги сами появляются в кошельке. Насколько это тяжелый труд — быть руководителем в автомобильном бизнесе?

— Это очень тяжелый труд. Рынок не стоит на месте, он находится в постоянном движении и в развитии. Нужно держать руку на пульсе и развиваться вместе с рынком. Расслабился — провал. Каким бы ты ни был большим начальником, тебе придется идти еще быстрее и быть впереди планеты всей. Потому что именно ты являешься ориентиром для тех сотрудников, которые идут за тобой. В нашей компании точно, есть такие люди, за которыми идет весь наш большой коллектив, и если вы хотите быть частью нашей семьи, то добро пожаловать в «ДАВ-АВТО».

"