Posted 26 сентября 2014,, 05:00

Published 26 сентября 2014,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 17:25

Updated 2 марта 2023,, 17:25

Андрей Нижегородов: «Дурной пример взрослых сводит на нет всю работу ГАИ с детьми»

Андрей Нижегородов: «Дурной пример взрослых сводит на нет всю работу ГАИ с детьми»

26 сентября 2014, 05:00
Фото: Properm.ru
Сентябрь 2014-го запомнится пермской Госавтоинспекции резким ростом числа аварий с участием детей. Лишь в половине всех происшествий виноваты водители, остальные случаи — дети оказывались на дороге по собственному незнанию или от недосмотра родителей. Почему так происходит?

Начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения пермской Госавтоинспекции Андрей Нижегородов поделился с Properm.ru серьезным опасением: дети никогда не смогут научиться безопасности на дороге, пока их родители и окружающие взрослые подают дурной пример. Переход дороги на красный свет, в неположенном месте, езда на велосипеде и скутере без должного знания ПДД — половина аварий происходит по вине самих детей, которых не научили поступать правильно. Часть этих аварий могла и вовсе не произойти, прояви родители больше личной ответственности и внимания к собственному ребенку.

Всегда ли с началом учебного года растет число аварий, где пострадавшими оказываются дети?

— Нет. Можно сказать, что с начала 2014 года у нас шло снижение количества ДТП с участием детей. Каждый месяц в сравнении с тем же периодом в 2013 году было меньше на 5–6 случаев. Но неожиданностью стал тот факт, что с начала этого учебного года произошел очень большой скачок аварий с детьми. Закономерности здесь нет: статистика за прошлые года говорит, что рост числа ДТП с участием детей происходит в мае, июле, декабре. Тяжелым выдался июль 2013 года — было около 40 аварий. Только за половину сентября этого года случилось уже 25 аварий, где пострадали дети. В одной из аварий погибла девочка.

За 8 месяцев 2014 — 167 ДТП, 180 детей пострадали. Под этой сухой статистикой не стоит понимать, что травмы различной степени тяжести — это ушибы и царапины. Как правило, здесь особая тяжесть. Чем выше скорость автомобиля, тем тяжелее последствия для пешехода или велосипедиста. А особенно ребенка — это наименее защищенная категория участников дорожного движения.

Пешеходы — самая многочисленная категория пострадавших детей. По виновности распределяется поровну. Случаи, где водители виноваты — не пропустили пешехода — однозначны, там усматривается вина водителя. Если несовершеннолетний, переходя дрогу в неположенном месте попал под колеса транспорта, случай разбираются индивидуально и предметно. Дети перебегают дорогу в неположенных местах — из 167 ДТП по этой причине 53 случая. Это те дети, которые о правилах дорожного движения знают, но не соблюдают по разным причинам. Пример не только родителей, но и вообще всех взрослых подталкивает детей поступать также. Дети начинают переходить дорогу, где захотят, игнорировать запрещающий сигнал светофора… Дети считают, что так можно и это норма, попросту копируя поведение взрослых. Но в силу своих физиологических особенностей, ребенок может неверно рассчитать расстояние приближающегося транспорта и его скорость. Ребенок не всегда способен правильно оценить дорожную обстановку.

— Велосипеды и скутеры — как часто эти «детские» транспортные средства фигурируют в сводках?

— К сожалению, в этом году мы видим увеличение пострадавших детей на велосипедах и мототранспорте. Зачастую дети, которые управляют велосипедами, правила дорожного движения абсолютно не знают. Как правило, в результате таких ДТП усматривает вина несовершеннолетнего. Даже взрослые не все, оказывается, знают, что пересекать проезжую часть можно только спешившись. А дети даже не задумываются об этом и попадают в аварию, ведь водитель двигаясь с разрешенной скоростью просто не успевает увидеть внезапно выскочившего на нерегулируемый пешеходный переход ребенка на велосипеде.

Здесь основной груз ответственности должен лежать по большому счету на родителях, которые купили ребенку велосипед, но не научили пользоваться им с точки зрения безопасности на улицах. То же самое со скутерами: родители, поощряя желание ребенка приобщиться к технике, приобретают ему источник повышенной опасности. Он может обернуться негативно и против самого ребенка, может быть причинен вред и другим людям. Это проявление безрассудства со стороны родителей, и мы стараемся с этим бороться. По каждому факту такого ДТП информация в обязательном порядке направляется в подразделение по делам несовершеннолетних, где рассматривается наличие или отсутствие состава административного правонарушения по статье 5.35 КоАП — в полной ли мере родители выполняют свои обязанности по воспитанию ребенка.

— Хоть кого-то из родителей в Перми наказали по этой статье после происшествий?

Родителей наказываем уже не мы по этой статье, а подразделение по делам несовершеннолетних. За прошедший год около 50 родителей было привлечено к ответственности за нарушение их детьми ПДД.

— Пока водителям в России не вменили движение с постоянно включенным ближним светом или дневными ходовыми огнями, проводилась операция «ФАРА». На мой взгляд, это очень помогало и детям, и водителям. Первые вспоминали, что они находятся в большом городе с кучей машин, вторые — о начале учебного года и множестве детей на улицах. Все телевизоры, радио и газеты напоминали: будьте осторожны, операция «ФАРА». Вырабатывался рефлекс: включи фары — будь бдителен. Есть ощущение, что мы бдительность с отменой «ФАРЫ» подрастеряли?

— Подмечено правильно. Раньше, когда проводилась операция «ФАРА», сотрудники Госавтоинспекции останавливали водителей на дороге и напоминали о внимании и бдительности, предупреждали. Включая фары, водитель действительно понимал, зачем он это делает. К сожалению, сейчас этого нет. В начале учебного года проводится месячник безопасности для детей силами Госавтоинспекции, образовательных учреждений и городских властей. Но, очевидно, еще не достигнут тот эффект, который мог бы повлиять на снижение аварийности. Тогда все телевизоры, радио и газеты напоминали о том, что нужно быть бдительным, сейчас, к сожалению, очень мало СМИ уделяют внимание вопросам безопасности на дороге. С 2011 года растет количество ДТП с участием детей, как и общее количество ДТП.

— А что делать с социальной группой, которая не читает городских порталов, не слушает в машине радио, а по телевизору смотрят только «Даешь молодежь»? Я не знаю, как до них достучаться и напомнить, что на дорогах надо быть бдительным, а своих детей надо обязательно этому учить…

— Правила безопасного поведения на дорогах должны преподаваться в образовательных учреждениях. Все детсады, школы, учреждения среднего, высшего и профессионального образования должны доводить основы безопасного поведения на дороге до своих воспитанников. Это закреплено федеральным законом о безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция, согласно этому закону, должна оказывать помощь и содействие в проведении профилактических мероприятий, но никак не проводить их за педагогов. Такие уроки ведутся в пермских школах, это прописано в учебной программе: не менее 9 часов в год. По одному уроку в месяц получается.

— Мне кажется, этого недостаточно. Надо чаще, гораздо чаще.

— Чтобы был эффект — да. Многие преподаватели проводят такие занаятия в дополнительное время, на голом энтузиазме. Расстраивает факт, что в некоторых школах с профильным изучением предметов не уделяется должного внимания урокам безопасности, там все часы отданы физике, математике или иностранному языку. Но нужно помнить, если ребенка не научить правилам безопасности жизни, в том числе и поведению на дороге, все эти знания ему могут вообще не понадобиться, попади он в беду от незнания.

С раннего детства надо закладывать это зерно и потом поддерживать, мотивировать, напоминать. У нас сейчас ситуация складывается так, что заложенное в детском саду это «зерно» (а там работа ведет очень активно), получает поддержку и продолжение в школе. Знаю это как родитель двух детей. Но все усилия Госавтоинспекции и образовательных учреждений могут быть сведены на нет примером родителей. То есть ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо, но применять это на практике будет только тогда, когда родители так делают. Неукоснительно соблюдают правила и не находят причин отходить от этого, а также требуют соблюдения этих правил от ребенка. Только лишь в этом случае может быть достигнут результат, только тогда мы сможем воспитать законопослушное поколение — имею в виду только область дорожного движения.

Если родители хотят, чтоб их дети были в безопасности на дороге, им следует начать с самих себя. Должна быть культура вождения не только между водителями, но и между водителями и пешеходами. Одни других не пропускают, другие сами зачастую непредсказуемы, в том числе и дети. Я вспоминаю ДТП на перекрестке Сибирской и Луначарского, когда мальчик стоял и ждал, когда загорится зеленый свет, отвернулся от дороги, а потом вдруг стал перебегать дорогу на красный. Объяснить это невозможно…

У нас нет ни одного закона, позволяющего напрямую обвинить родителя, кроме упомянутой статьи КоАПа, хотя в некоторых случаях поведение родителей — просто преступная халатность. Во множестве сентябрьских трагедий прослеживается откровенное попустительство родителей. Расскажете подробности нескольких случаев, чтоб некоторым стыдно стало?

— В сентябре в Индустриальном районе Перми произошло ДТП. Девочка 5 лет выбежала на проезжую часть улицы Мира в неустановленном месте и была сбита автомобилем. Вместе с отцом она возвращалась из детского сада, они даже не переходили дорогу, просто заигралась и оказалась на дороге. А вот отец ее находился в состоянии алкогольного опьянения, причем сильного, со слов свидетелей. Девочку увезли в больницу на «Скорой» в сопровождении случайной прохожей, которая все видела и вызвалась помочь. Не отца. Он сел на лавочку и очень переживал. А на второй день после происшествия решался вопрос о розыске родителей этого ребенка — никто не пришел в больницу, а кроме имени и возраста родителей девочка ничего не могла сказать. Ребенок сутки находился в больнице один. Такое отношение родителей к своим детям крайне недопустимо.

Аналогичный случай: родители везут маленького ребенка на переднем сиденье, без детского кресла, даже не пристегнув его. И при этом грубо нарушают ПДД, что приводит к аварии, в которой малыш сильно травмируется. Такого быть не должно, но мы видим, что это случается. А ведь это пример безответственного отношения прежде всего к собственному ребенку.

Я знаю, что недавно вы проводили профилактическую беседу с семьей, которая своего маленького ребенка отправляет каждый день на такси в школу, и малыш сам шагает до крыльца… Это правда, что они ответили, что будут доплачивать таксисту за доставку ребенка до двери, но сами по-прежнему не будут этим заниматься?

— Именно так. Вот это тоже пример полного безразличия к собственному ребенку. Такие родители забывают, что главное — не родить ребенка, а воспитать его. С таким отношением к совершеннолетию своего малыша они могут получить такое же безразличное отношение к самим себе.

Этим летом был еще один случай. Не совсем трезвый водитель на «десятке» ехал по Лифанова, не справился с управлением, врезался в ограждение моста и съехал в кювет. В результате аварии двое детей детсадовского возраста, которые находились в машине, были травмированы. Они не были пристегнуты, удерживающие устройства в салоне машины отсутствовали. Мальчик был сыном этого водителя, девочка — соседская дочь. Родители позволили ей поехать с этим водителем, нетрезвым. При проверке по базам оказалось, что он ранее был лишен права управления автомобилем. Свое нарушение водитель объяснил тем, что решил сделать детям приятное: прокатить их на машине до магазина и купить конфеты.

— Самый громкий случай этого сентября — девочка попала под машину и через сутки скончалась. Что осталось за пределами сводки?

— Пока идет следствие, много подробностей раскрывать не могу. По техническому проезду со стороны ТРК «Горный хрусталь» ехала «Тойота Королла», не старая, 2012 года выпуска. Автомобиль наехал на группу подростков. Две девочки, которые находились во внутриквартальном проезде жилой зоны, получили очень серьезные травмы головы и живота. Вторая девочка пострадала гораздо сильнее, ее доставили в больницу в состоянии комы 2–3 степени. Через сутки организм ребенка не выдержал, она скончалась.

Там нет камер видеонаблюдения, к сожалению. Можно опираться только на слова очевидцев, а они, сами знаете, не всегда достоверны. Сам водитель после аварии рассказал о неисправности тормозной системы. По его словам, он заметил это при движении от «Горного хрусталя», поэтому и свернул с улицы в техпроезд. После наезда на детей автомобиль не остановился или не смог остановиться, проехал вдоль всего дома №87 по Хрустальной и замер, лишь допустив наезд на «Черри Тиго». При этом «Черри» от удара отбросило не меньше, чем на метр. Как видим, скорость явно не соответствовала разрешенной. Сейчас возбуждено уголовное дело, правовую оценку действиям водителя «Тойоты» будет давать следствие. Дети же просто оказались не в том месте и не в то время.

— В статистике вижу категорию происшествий «падение в автобусе». Что это?

— Считаем происшествия с детьми-пассажирами общественного транспорта, эти случаи участились. При резком старте или торможении дети травмируются, находясь в транспорте. Все были с родителями. Почему родители не проследили, чтобы дети держались за поручни? В одной руке такие взрослые держат сумку, в другой — телефон возле уха, а детей даже не придерживают. В части случаев дети при родителях просто бегали по салону, предоставленные сами себе.

— Предчувствуя комментарии наших читателей в стиле «Госавтоинспекция перекладывает ответственность на родителей, а сама ничего не делает», спрошу: кто все-таки должен прививать детям основы безопасного поведения?

— Учить детей держать ложку, ходить на горшок, завязывать шнурки, соблюдать элементарные поведения в обществе должны не государственные структуры, а сами родители. На них в первую очередь лежит обязанность по воспитанию ребенка. Госавтоинспекция прилагает много усилий к тому, чтобы воспитать детей, но давайте посчитаем. В Перми сейчас около 150 тысяч детей в возрасте до 16 лет — к каждому ребенку сотрудника полиции точно не приставишь.

Та работа, которая ведется с нашей помощью в детских садах, в школах, в местах массового скопления детей, все эти усилия могут быть сведены на нет одним лишь примером взрослого. Родитель — тот человек, к чьему мнению ребенок прислушивается, чье поведение копирует. На взрослых ребенок смотрит и поступает также, они для него — мерило хорошего и плохого, «можно» и «нельзя».

Фото из архива УГИБДД Перми и Пермского края

"