Posted 15 апреля 2015,, 07:00

Published 15 апреля 2015,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 16:20

Updated 2 марта 2023,, 16:20

Пермский джиппер о путешествии в столицу Арктики: «Мы увидели мир, каким он был создан»

15 апреля 2015, 07:00
Анастасия Вяткина
Команда на трех внедорожниках прошла по асфальту, бетонкам, тундре, льду Енисея и зимникам Якутии более 12 тысяч километров. Такой круг на легковых автомобилях не делал еще никто в России.

Три экипажа — из Перми, Новосибирска и Эстонии — отправились покорять русский Север. О путешествии в Диксон, столицу Арктики, и безумном возвращении домой через суровую Якутию Properm.ru рассказал один из участников экспедиции, пермяк Евгений Заичкин. Ледоколы, белые медведи, северное сияние и теплые встречи в холодном краю — все это есть в рассказе нашего пермского путешественника:

— В прошлом году хотели проехать до Амдермы, это поселок на побережье Ледовитого океана, но доехали мы лишь до Воркуты. Не повезло с погодой — весна пришла рано, температура была чуть ниже ноля, но для нашей поездки нужна была температура еще ниже. Зимники уже начали падать, и даже сам снег имел не те свойства. Недаром у народов, живущих на Севере, есть десяток-другой обозначений состояния снега. Иногда изменение температуры на пару градусов и направления ветра существенно влияет на то, может ли машина ехать или нет. Вернувшись с непокоренного севера твердо решили попробовать еще раз, это сильно запало в душу.

В этом году мы все снова собрались и поехали, но уже не все вместе, а разными маршрутами. Часть ребят взялась повторить прошлогодний маршрут, а я решил присоединиться к другой экспедиции на Диксон. Про возможность доехать на внедорожниках на Диксон я узнал только в прошлом году в Лабытнангах — разговорились с местным опытным путешественником, задумался о такой поездке. Позднее на форуме land-cruiser.ru нашел призыв ребят из Новосибирска и согласился. В итоге поехали таким составом: автомобиль из Перми, автомобиль из Новосибирска со штурманом из Питера и автомобиль из Эстонии. Эстонцам было тяжело получить разрешение на путешествие по российской приграничной зоне самостоятельно, хотя они и изъездили всю Россию от Карелии до Камчатки, но в составе русской группы им без проблем разрешили.

Всегда присутствует спортивный интерес и соперничество с другими людьми, которые ходят этими маршрутами. Такое большое кольцо еще никто не проходил в рамках одной поездки. Не люблю слово «рекорд». Все эти маршруты проходились по отдельности неоднократно, одним заходом — пока что только мы прошли, если брать в расчет только «легковые» машины. Была экспедиция на мыс Челюскин пару лет назад, которая захватила и этот маршрут, но они ездили на грузовиках «Садко». Они месяца два в дороге были…

Каждый автомобиль стартовал из своего города. Мы выехали из Перми 20-го февраля, а точка сбора у нас всех была в Сургуте. Из Сургута мы поехали на север мимо Когалыма, Ноябрьска, Нового Уренгоя — там идет трасса-бетонка, которая заканчивается в поселке Тазовский. Дальше — зимники. Сначала шел ведомственный зимник из Тазовского поселка на северо-восток. Но он кончился. Нам повезло, потому что дальше работали геофизики, которые накатали себе собственную дорожку. Мы по ней и проехали до речки Мессояха, уже пошли на восток в сторону поселка Тухарт просто по реке, по льду. Выехали на месторождение, куда ездят все со стороны Норильска, а с него уже по «нефтяным» зимникам ушли на Дудинку. Это был такой у нас первый «спецучасток»… В Дудинке нас встретили, приютили, обогрели, сделали ТО на одну из машин. А на следующий день у нас была шикарная экскурсионная программа: водили по музеям, посвятили в таймырцы, надарили сувениров… Северное гостеприимство — это нечто.

Из Дудинки мы поехали строго на Север вдоль Енисея. Наша цель — порт Диксон, стоящий в месте впадения Енисея в Северный Ледовитый океан. Сначала мы поехали опять же по нефтянскому зимнику вдоль реки, и еще через 150 километров мы вышли уже на лёд Енисея. Автомобили там не ездят, только вездеходы и снегоходы. И олени. Там мы пошли вдоль фарватера, где ходят ледоколы и корабли «Норильского никеля». Таким путем доехали до метеостанции Сопочная Карга — это на полпути между Дудинкой и Диксоном, 300 километров что туда, что обратно. Там, кстати, встретили москвичей, которые на внедорожниках хотели доехать вообще на край земли — на мыс Челюскин…

В Сопочной Карге у нас была договоренность, что нас заправят соляркой. А мы им в благодарность везли овощи и фрукты. Дело даже не в том, что там овощи и фрукты дико дорогие, просто туда их даже не довозят. Мы везли им картошку, мандарины, яблоки, апельсины, лимоны, лук… Для местных свинина — больший деликатес, чем оленина. Мы там попробовали строганину и рыбу корюшку (она сладкая и пахнет огурцом).

Без поломок в дороге не обошлось. Ломались все три машины. У меня на машине умерли задние амортизаторы — раз, на новосибирской машине — порвался задний редуктор. Эта поломка поставила под вопрос вообще всю нашу экспедицию. Это случилось в Сопочной Карге, там была нормальная связь и можно было сидеть и думать что-то по этому поводу. Мы позвонили в Москву, нашли редуктор — человек его просто снял со своей машины и передал в самолет до Норильска. В Норильске этот редуктор встретили, отвезли из аэропорта на ледокол. Ледокол, идя по Енисею, остановился напротив Сопочной Карги, начальник метеостанции съездил к ледоколу и забрал редуктор. Это все заняло 1 день на переговоры и 3 суток на доставку. Так что в Диксон мы отправились на двух машинах — расселись там вдевятером.

Дальше по льду Енисея продолжали ехать. До Диксона оставалось километров 30, когда река перешла в Енисейский залив. Это уже море. Океан! Там и приливы, и отливы, и течения — лед не ровный, а сплошные торосы. Долго среди торосов туда-сюда двигались, пытаясь понять, объезжать ли их или выбираться на берег совсем… Долго пытались найти проход, но никак не получалось.

Едем-едем, а по берегу — огни. Потом отметили, что эти огни движутся вместе с нами. Оказалось, это нас встречают. Ребята скинули смс, что в Диксон с реки не пройти, дали координаты «выхода». Они нас в нужной точке встретили на «Трэколе» и уже по берегу проводили до Диксона. Дальше и экскурсии были, и аэропорт местный смотрели…

Диксон — там был порт и там были военные. Ясно, зачем раньше нужен был такой поселок. Сейчас сложилось впечатление, что поселок работает на обеспечение жизни самого себя. Есть котельная, которая дает тепло всему поселку. Есть учителя, которые учат детей кочегаров. Есть врачи, которые лечат учителей и кочегаров.

На Севере хорошо. Самое хорошее — люди. Их гостеприимство не пустой звук. Было очень интересно, как люди вообще там живут. Цивилизация на Севере, конечно, умирает, сейчас там совсем не так, как было при СССР. Но, может, оно и к лучшему, может, не должны люди в таких сложных условиях жить. Они так или иначе чувствуют свою оторванность от «материка» и очень многие уехали бы, но куда, на что? А кто-то уже никуда и не стремится в силу возраста и привычки. Есть те, кто просто зарабатывает там деньги, но их не много.

В Диксоне мы пробыли меньше 2 суток. Это же небольшой поселок — на второй день мы уже узнавали всех местных жителей на улице. Из Диксона возвращались обратно на Дудинку и Норильск.

По всей России самые плохие дороги — между округами. Норильск в Красноярском крае, а Якутия это Якутия — и отношений между ними нет, особенно в самой северной зоне. Это достаточно сложный маршрут, там пару раз за зиму ходят «дикие дальнобойщики» на полноприводных КАМАЗах и УРАЛах, возят оленину. Главная проблема — топливо, где его брать. У нас был много знающий и многих знающий Алексей из Санкт-Петербурга — смог договориться. И тогда мы действительно поехали в Якутию.

Так получилось, что весь основной маршрут мы прошли очень быстро. Время осталось, машины чувствовали себя бодро, а мы решили выходить оттуда через Якутию, через самый северный районный центр Юрюнг-Хая. Между Норильском и Юрюнг-Хая — около тысячи километров. И это совсем не такая же тысяча километров, которая лежит от Перми до Костромы…

Из Норильска мы взяли курс на Хатангу. Это еще Красноярский край, самый северо-восточный населенный пункт. Туда дорог нет, только самолетами можно добраться, или летом по морю. Зимой только «дикие дальнобойщики» ездят.

Из Хатанги просто по рекам шли в поселок Юрюнг-Хая на реке Анабар. Оттуда по реке идет в город Удачный федеральный обслуживаемый зимник. Удачный и Мирный — там добывают алмазы. На самом деле, в Мирном уже не те объемы добычи, которые были в советское время. Теперь основная работа ведется в Удачном.

От Мирного в Усть-Кут в Иркутской области, где начинается асфальтовая дорога, ведет тоже зимник. Причём такой, что мало не покажется. Это ледяной желоб, посередине колея, и все это виляет вверх-вниз-вправо-влево по лесу. Это единственная дорога в Мирный, и все грузы везут по этой дороге.

Сейчас в тех краях строят нефтегазопровод «Сила Сибири». вдоль него есть отличная дорога. Она зимняя, на 300 километров короче, отличного качества, но гражданских туда не пускают совсем. Даже не всех подрядчиков «Силы Сибири» пускают на тот зимник, поэтому едут по общей трассе геофизики на фургончиках-вагончиках, подрядчики тащат оборудование громадное, которое на прицепе всю ширину зимника занимает… Мы ехали около тысячи километров двое суток, а дальнобойщики там ходят по 3–4 суток.

В последний день перед выходом на федеральный зимник в Якутии, на машине эстонцев срезало шпильки задней полуоси. Все для ремонта было у нас с собой — починили. А на самом зимнике у меня начали рваться колеса. Сказались долгая езда на сниженном давлении и по торосам.

Из Усть-Кута по федеральной трассе возвращались через Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург и в Пермь. Это был уже «лайтовый» пробег, но мы опаздывали на работу и поэтому ехали уже довольно быстро: нон-стоп, круглосуточно в 2 водителя. Ушли вперед группы и четыре тысячи километров ехали, останавливаясь только на заправках. Вернулись в Пермь всего на день позже расчетного срока, из-за колес.

После такой экспедиции сначала, конечно, не хочется никуда — хочется отдохнуть, на диване поваляться. Но знаю — пройдет немного времени и Север снова позовет. Севером если «заболел» — то это уже навсегда. Идей есть множество, но нужно время на их воплощение. Работодателю большое спасибо, что отпускает на месяц. А пока есть время до следующей зимы — буду готовить машину с учетом полученного опыта.

Увидеть еще больше Севера можно в видеоролике и фотогалерее ниже:

Фото Натальи Михайловой

"