Posted 28 мая 2015,, 05:00

Published 28 мая 2015,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 17:39

Updated 2 марта 2023,, 17:39

До лучших времен. Бизнес Прикамья заморозил инвестпроекты еще в 2014 году

28 мая 2015, 05:00
Наталья Варламова
По мнению руководителя дирекции банка ВТБ по Пермскому краю Алексея Казаченко, интерес к долгосрочным программам финансирования у региональных клиентов вновь возникнет в 2016 году. Если ключевая ставка будет и дальше снижаться, то и условия инвестиционных кредитов станут привлекательнее.

— ВТБ в Пермском крае по итогам первого квартала отчитался об увеличении портфеля кредитов на 470 млн рублей до 23,5 млрд рублей. Алексей Владимирович, расскажите подробнее о результатах. Клиенты какой категории внесли больший вклад в такой результат?

— Действительно, за первые три месяца 2015 года мы нарастили кредитный портфель. Наибольшее увеличение достигнуто в сегменте крупных клиентов, портфель кредитов которым на 1 апреля 2015 года составил более 16 млрд рублей. Конечно, клиенты из осторожности снижали кредитование. Но сейчас ситуация в этом сегменте нормализуется.

Несмотря на негативные тренды в финансовом секторе, ВТБ в Пермском крае чувствует себя уверенно: мы нарастили кредитный портфель, выдали кредитов на сумму 3,25 млрд рублей в первом квартале, привлекли в качестве заемщиков 11 новых клиентов, большинство из которых — это представители среднего бизнеса.

При этом качество кредитного портфеля остается высоким: уровень просроченной задолженности в общем объеме не превышает 1%.

— Алексей Владимирович, расскажите, как работал банк в декабре 2014 года, когда Центробанк резко повысил ключевую ставку?

— Мы продолжали кредитовать клиентов. Сохранить стабильную ситуацию помогли и хорошая работа клиентской команды, и ставки, которые были выгодными на общем фоне, и активность клиентов, многие из которых в третьем и четвертом кварталах 2014 года «выбирали» ранее открытые лимиты, справедливо ожидая существенного роста ставок и сокращения предложения со стороны ведущих банков Прикамья.

Учитывая реалии рынка, мы, как и многие ведущие банки, были вынуждены поднять ставки по кредитам. Но, это происходило строго индивидуально, с учетом финансового состояния предприятий. К счастью, около 90% клиентов отнеслись к ситуации с пониманием.

— Почему?

— На мой взгляд, во-первых, потому что ВТБ — это надежный государственный банк, который может предложить клиентам весь комплекс услуг, не только кредиты. Во-вторых, у клиентов к тому времени уже было понимание текущей ситуации: все знали, что закрылся рынок зарубежный заимствований, что был недостаток денег на внутреннем рынке, и привлекать ресурсы внутри страны стало дорого.

В любом случае, мы рады, что ко второму кварталу ситуация стабилизировалась, и банк продолжает сотрудничать с бизнесом Пермского края в атмосфере полного взаимопонимания, активно финансируя реальный сектор экономики региона.

— Как сильно тогда банк поднял ставки?

— По-разному. По объективным причинам мы были вынуждены пересмотреть свои подходы к кредитованию и риску. ВТБ тщательно проанализировал возможные негативные последствия от повышения ставки для наших заемщиков и принял индивидуальное решение по каждому конкретному клиенту с учетом общей кредитной нагрузки на его бизнес.

— Как сейчас ВТБ реагирует на снижение ключевой ставки?

— Снижение ключевой ставки рефинансирования в марте было верным решением Центробанка. Безусловно, оно создает предпосылки к смягчению условий кредитования. Например, банки группы ВТБ снизили ставку по ипотечным займам с господдержкой до 12%.

Сейчас ВТБ снижает ставки по всем действующим корпоративным займам, чаще всего размер снижения опережает темпы снижения ключевой ставки.

— Алексей Владимирович, расскажите, как изменились подходы к оценке потенциальных заемщиков? Есть ли отрасли, которые банк абсолютно точно не будет кредитовать?

— Оценивая потребности бизнеса в кредитовании, эксперты пермского ВТБ смотрят, прежде всего, на соотношение объема существующих кредитов клиента и прибыли до налогообложения. Это дает понимание, за какой период он сможет погасить кредит из прибыли. Если расчеты показывают, что клиент оценивает перспективы развития своего бизнеса корректно и может выполнить обязательства перед банком, мы готовы его финансировать.

Если говорить об отраслях, то в различных сегментах рынка ситуация выглядит по-разному. На сегодня неплохо обстоят дела у компаний, которые активно включились в производство продукции в рамках программы импортозамещения, у экспортеров и производителей продуктов питания, например.

«Просели» строители и автодилеры. Но, я уверен, что благодаря мерам государственной поддержки — это субсидирование ипотечных и автокредитов, постепенно дела и у этих сегментов будут налаживаться.

— Можете озвучить компании, которым в 2015 году были выданы кредиты?

— Учитывая заключенные соглашения о конфиденциальности, могу назвать только отрасли. Это двигателестроение, машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство и металлургия. В основном, мы покрывали потребности в кредитовании производственных компаний.

— Какие это кредиты? В основном краткосрочные, на пополнение оборотных средств?

— Потребности клиентов Пермского края в кредитовании остаются высокими, мы не фиксировали снижение объема кредитных заявок. А вот по инвестиционным кредитам заявок не много, так как многие инвестпроекты бизнес Прикамья заморозил еще в 2014 году «до лучших времен». Во-первых, подобные проекты долгосрочные и рассчитаны на 5–10 лет. А кто сегодня может предсказать развитие ситуации на десятилетие вперед? Во-вторых, инвестиционные проекты требуют существенных вложений и от самих заемщиков. Поэтому основная цель заимствований сегодня — это пополнение оборотных средств.

Сегодня во многих секторах наступило понимание текущего положения вещей, и бизнес начал «оживляться». Возможно, интерес к долгосрочным программам финансирования у региональных клиентов вновь возникнет в 2016 году. Мы надеемся, что ключевая ставка и дальше будет снижаться. Это, безусловно, позволит сделать привлекательными условия тех же инвестиционных кредитов.

— Многие розничные банки в текущих условиях говорят о том, что самым важным для них клиентом сейчас является зарплатник. Какие клиенты находятся в приоритете для ВТБ?

Новые условия заставляют банки менять направление работы на рынке на ближайшие несколько лет. Для нас на 2014–2016 годы глобальной бизнес-линией стал средний бизнес. Причина проста — мы видим, что чаще всего региональные клиенты с выручкой от 300 млн рублей в год заинтересованы не в покупке одного продукта, а в поиске стратегического партнера, им нужен сразу весь пакет услуг. Такие компании в кризис растут быстрее: в силу масштабов они более мобильны, быстрее приспосабливаются к изменению экономической среды. Более того, средние компании даже в сложных условиях ищут новые ниши, занимаясь, например, импортозамещением.

— Можно ли сейчас говорить о смещении акцентов с кредитования на привлечение? Расскажите о результатах ВТБ в Пермском крае по этому направлению.

— Вектором роста для ВТБ в регионе уже несколько лет является расчетный бизнес, конечная цель которого — увеличение непроцентных доходов. Для этого, в частности, мы развиваем сервисы и продуктовые линейки, связанные с транзакционным направлением, в том числе депозиты, РКО и прочее. Мы раньше многих наших коллег по банковскому сектору переориентировались в регионе на это направление.

За первые три месяца 2015 года банк ВТБ в Пермском крае привлек в срочные депозиты 20,7 млрд рублей, в сравнении с показателями 2014 года увеличение составило почти на 14 млрд рублей.

Также в первом квартале в пермском ВТБ было открыто 59 новых расчетных счетов, а общее количество выросло до 867. Часть из них — это счета «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», в конкурсе на обслуживание которого банк одержал победу в марте 2015 года.

"