Posted 10 июля 2015,, 13:00

Published 10 июля 2015,, 13:00

Modified 2 марта 2023,, 17:24

Updated 2 марта 2023,, 17:24

«Физически покупки датских крон не было». В Перми закончился суд «Иванцов против Сбербанка»

10 июля 2015, 13:00
Наталья Варламова
Суд вынес решение по клиенту Сбербанка, открывшему вклад в датских кронах, не поддержав в полной мере ни истца, ни ответчика. Какие доводы приводили стороны конфликта в зале суда — в материале Properm.ru.

Сегодня, 10 июля 2015 года, Мотовилихинский районный суд закончил рассмотрение спора между вкладчиком Сбербанка Алексеем Иванцовым и самим банком. Напомним, житель Перми через суд пытался взыскать с банка около 20 млн рублей. По его мнению, Сбербанк нарушил его права, как вкладчика, когда зимой 2014 года отказался выплатить ему валютный вклад, открытый в датских кронах, сумма которого за день выросла с 1,8 млн до 9,3 млн рублей.

Суд под председательством Марии Будниковой принял решение об удовлетворении иска Иванцова в сумме 1,8 млн рублей, в удовлетворении остальных требований вкладчику было отказано. Кроме того, суд не удовлетворил встречные исковые требования Сбербанка, тем самым признав сделки по покупке иностранной валюты и открытию вклада действительными.

В ходе судебных прений представители Алексея Иванцова настаивали на том, что есть договор и факт его заключения и это влечет за собой определенные правоотношения. Бухгалтерские документы и внутренние инструкции, на которые ссылались представители банка, по мнению стороны истца, не могут служить основанием для прекращения этих правоотношений, для признания сделки недействительной. «Да, Сбербанк понес убыток. Но это не повод объявлять сделку ничтожной», — заявила в ходе прений юрист Полина Сунцева.

Алексей Малышев также обратил внимание на то, что у Иванцова не было иного пути, кроме как обратиться в суд. «Сбербанк злоупотребил свои правом, так ничего и не ответив клиенту и не направив в его адрес письменного ответа», — пояснил второй юрист истца.

Линия возражения представителей Сбербанка основывалась на том, что физически ни покупки датских крон, ни, соответственно, вклада в иностранной валюте не было. Действия вкладчика юристы банка оценили как недобросовестные и злонамеренные, направленные на получение необоснованной выгоды.

Представители Сбербанка:— Иск Алексея Иванцова звучит так: «взыскать денежные средства, размещенные во вкладе». Мы считаем, что вклада нет и поэтому не признаем иск и сумму, указанную в нем. Однако Иванцов не покупал наличную валюту. Она не могла быть продана, потому что таких запасов датских крон (980 тыс. — Properm.ru) не было во всех отделениях Западно-Уральского банка Сбербанка России, вместе взятых. Фактически Иванцов совершал безналичные конверсионные операции, которые оформлялись как наличные. Его действия были направлены на обход действующего курса. Он прекрасно осознавал, какой реальный курс конверсии (18 рублей за 1 датскую крону — Properm.ru).

В подтверждение своих слов представители Сбербанка приводили показания свидетелей-сотрудников: «22 декабря Иванцов приходил в банк, подходил к операционисту и говорил, что хочет разместить на вкладе наличные датские кроны. После операционист отправляла его к кассиру для совершения операции и только там выяснялось, что у него нет в наличии крон, а есть только российские рубли. После чего в кассе проводилась безналичная конверсия, но оформлялась она как наличная операция, по которой как раз и действовал ошибочный, заниженный в 10 раз курс продажи датской кроны — за 1,8 рублей».

«Сбербанк признавал и признает наличие своих обязательств в сумме 1,8 млн рублей. В любом момент Иванцов может прийти и эти деньги получить», — подчеркивал представитель ответчика. Отметим, суд в конечном счете и принял решение вернуть вкладчику 1,8 млн рублей.

Отметим, не только Алексей Иванцов успел открыть вклад в датских кронах 22 декабря 2014 года. Такой возможностью воспользовались несколько сотрудниц Сбербанка, оформив счета не только на себя, но и на своих близких и друзей. Впоследствии банк также посчитал эти операции незаконными, уволил операционисток и даже обратился в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.

"