Posted 6 ноября 2015, 09:00

Published 6 ноября 2015, 09:00

Modified 2 марта 2023, 16:48

Updated 2 марта 2023, 16:48

Баня, кипяток, ожог. На что идут мошенники, чтобы обмануть страховые компании

6 ноября 2015, 09:00
Генеральный директор компании «PPF Страхование жизни» Сергей Перелыгин рассказал о том, чем опасно мошенничество в сфере страхования, и привел шокирующие примеры.

«Каждую минуту в России один человек умирает от болезней сердца. Каждые 30 минут в России 10 человек умирает в результате несчастного случая. Каждый час в России три человека погибают в ДТП. Каждый день 800 человек умирают от рака. Компании по страхованию жизни работают в режиме конвейера. Это тысячи обращений и за каждым из них стоят жизнь и здоровье конкретного человека. Но в этой массе, к сожалению, попадаются мошенники», — так начал свой рассказ о мошенничествах в сфере страхования генеральный директор компании «PPF Страхование жизни» Сергей Перелыгин

По его оценкам, мошенники пытаются обмануть страховые компании на 1,5 млрд рублей в год. «И это только по страхованию жизни, исключая имущественные виды, — добавляет Перелыгин. — Цифры ощутимые и они будут только расти».

Многие придерживаются мнения, что страховые компании богаты и от мошенников не обеднеют. Но в конечном счете ущерб от мошенников ложится на плечи добропорядочных клиентов.

Страховщик приводит цифры. По его словам, в «PPF Страхование жизни», 99% страховых случаев урегулируются в течение четырех дней и лишь 1% (или 125 случаев) — дольше.

Сергей Перелыгин:— Происходит это потому, что у нас возникают вопросы к документам. Из этих 125 случаев 40 попадают под признаки мошенничества. Страховые выплаты по ним достигают 170 млн рублей. Для сравнения выплаты по 12,5 тыс. немошеннических страховых выплат составляют 648 млн рублей. Таким образом, 40 мошенников претендуют на четверть всех страховых выплат. Они не хотят получить 10–20 тыс. рублей, счет идет на сотни тысяч, а то и на десятки миллионов.

Последствия для обычных клиентов — рост страховых тарифов, усложнение процедуры андеррайтинга (оценки рисков при заключении страхового договора) и увеличение сроков выплат по страховым случаям.

Гендиректор «PPF Страхование жизни» выделяет три основных типа страхового мошенничества и иллюстрирует их примерами.

Клиент сам наносит себе увечья, чтобы получить страховку

Как правило, это единичные случаи и проводятся они под эгидой организованных преступных группировок.

Сергей Перелыгин:— У нас был один клиент. Так сказать асоциальный элемент, его причесали, приодели, привели, застраховали. И после этого его, что называется, начали ломать. Пальцы, руки, а потом решили его обжечь. Выплата в данном случае зависит от масштаба ожогов. Его накачали обезболивающим и облили кипятком в бане. После привезли в больницу, где первое, что сделали, вкололи обезболивающее. Человек впал в кому на пять дней. К счастью, выжил, дал показания, а потом от них отказался. И дело ничем не закончилось, как и большинство дел в этом направлении.

Клиент вступает в сговор с врачом, который подделывает документы

Второй тип — это более распространенные случаи и на них приходится основной объем. Выявить достаточно сложно.

Сергей Перелыгин:— Была у нас анекдотичная история. Человек попал в ДТП и принес справку из больницы с переломом костей таза. Мы проверяли документы из ГИБДД о факте аварии, а там написано, что его проверяли на алкогольное опьянение и для этого ставили в позу Ромберга (Положение стоя со сдвинутыми ногами, с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками. Выявляет равновесие и устойчивость — Properm.ru). Сразу возник вопрос: как он с переломанными костями-то стоял?

Клиент сам фальсифицирует документы

Третий тип — самый простой способ и легко доказуемый. Люди идут на авось и не понимают всей тяжести последствий. Мошенничество в сфере страхования — уголовно-наказуемое деяние, есть даже отдельная статья в УК РФ.

Впрочем, иногда мошенников удается изобличить еще до страхового случая — на этапе заключения страхового договора. В компаниях выделяют шесть основных признаков.

  1. Клиент ведет себя неестественно.
  2. Он интересуется возможностью изменить дату начала действия договора задним числом.
  3. Он хочет застраховаться на сумму, которая превышает значения, предусмотренные договором страхования.
  4. Клиент демонстрирует исключительное знание правил и условий страхования.
  5. Страхователь имеет внешние признаки подставного клиента.
  6. Страхователь и выгодоприобретатель — получатель денег по страховому случаю — не находятся родственных связях.

Однако этого мало и страховщики считают, что для борьбы с мошенничеством нужно предпринимать действенные меры. В частности Перелыгин говорит о необходимости запуска Бюро страховых историй (аналог бюро кредитных историй), а также о том, что страховщикам нужно открыть доступ к сведениям, составляющих врачебную тайну.

Подпишитесь