Posted 13 ноября 2015,, 11:00

Published 13 ноября 2015,, 11:00

Modified 2 марта 2023,, 16:46

Updated 2 марта 2023,, 16:46

Год свободного плавания рубля: «Это решение было единственным, имевшим позитивный эффект»

Год свободного плавания рубля: «Это решение было единственным, имевшим позитивный эффект»

13 ноября 2015, 11:00
Наталья Варламова
Фото: Properm.ru
Эксперты Properm.ru подводят итоги первого года, когда российская валюта пустилась в свободное плавание.

Банк России год назад, 10 ноября 2014 года, объявил о переходе к свободному курсу рубля. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина, подводя итоги первого года, отметила, что «плавающий курс дает экономике время адаптироваться к новым условиям, но при этом не маскирует проблемы, не позволяет их накапливать».

Эльвира Набиуллина:— Волатильность — это та цена, которую мы платили за то, чтобы экономика в целом избежала жесткой посадки. Да, у нас штормило на финансовых рынках, но экономика в целом приспосабливалась достаточно плавно.

Пермские финансисты поддерживают введение плавающего курса. Почему — читайте в материале на Properm.ru.

Антон Королик, управляющий директор ИК «ВИТУС»:— Введение плавающего курса рубля, действительно, позволило снизить нервозность на рынке. Правда, поначалу Центробанку пришлось проводить активную работу по сглаживанию движений курса рубля и снижению девальвационных ожиданий. Главным плюсом перехода к плавающему курсу можно назвать сохранение золотовалютных резервов, которые нещадно тратились на поддержание курса рубля. Только в октябре 2014 года ЦБ потратил порядка 30 млрд долларов резервов на тщетные попытки остановить спекулянтов, играющих против национальной валюты. В итоге задержка с введением плавающего курса спровоцировала сильнейшее обесценение рубля и рост инфляции.

Решение о переходе к плавающему курсу поддерживает и генеральный директор ИК «Финансовый дом» Юрий Гаврилов.

Юрий Гаврилов:— Год, прошедший с того момента, подтвердил, что в режиме плавающего рубля и особенно в такой кризисной ситуации, как наша, экономика гораздо быстрее адаптируется к внешним шокам. Однако полностью уходить с рынка и прекращать контролировать ситуацию Центробанк позволить себе не может. Внешние шоки в виде оттока спекулятивного капитала и падения цен на экспортные товары могут привести к экстремальной волатильности российской валюты.

По мнению Гаврилова, нечто подобное произошло в декабре 2014 года. «Тогда Центробанк выпустил ситуацию из-под контроля, рассчитывая, что рынок сам найдет баланс спроса и предложения. Но этого не произошло. Негативный эффект от испытанного шока можно оценить в десятых долях ВВП. Последствия валютной паники давали знать о себе очень долго, а психологическая травма осталась, наверное, до сих пор. Поэтому говорить о том, что режим плавающего курса рубля должен быть на все 100% рыночным, в условиях экономик, подобных нашей, не совсем верно», — добавляет эксперт.

Юрий Гаврилов:— За всё то время, когда мы переживаем острую фазу кризиса (начиная с лета 2014 года и по сегодняшний день), это решение было единственным, имевшим позитивный эффект. Все остальные шаги, предпринимаемые правительством и Центробанком, были скорее повторением мер, опробованных в 2008 и 2009 09 годах, и не совсем соответствовали тем вызовам, которые бросает нам экономика сегодня.

"