Posted 1 декабря 2015,, 09:14

Published 1 декабря 2015,, 09:14

Modified 2 марта 2023,, 16:41

Updated 2 марта 2023,, 16:41

Пермские должники банкротят сами себя. Банки с обращениями в суды пока не спешат

Пермские должники банкротят сами себя. Банки с обращениями в суды пока не спешат

1 декабря 2015, 09:14
Наталья Варламова
Фото: Properm.ru
Первые два месяца работы нового закона о банкротстве физических лиц показали, что более охотно в суд с заявлениями о признании банкротом обращаются сами должники. Они подали 63 заявления, банки — 14.

Прошло ровно два месяца с момента вступления в силу закона о банкротстве физических лиц. Теперь гражданин может быть официально признан банкротом при наличии у него долгов в сумме свыше 500 тыс. рублей, которые не погашаются им минимум в течение трех месяцев. Обратиться в суд с иском о банкротстве физлица может как кредитор, так и сам должник. Гражданин, признанный банкротом, становится «финансово недееспособным». К примеру, он не сможет взять кредит, открыть свой бизнес и стать индивидуальным предпринимателем, участвовать в бизнесе с небольшим пакетом, ему также будет закрыт выезд за границу.

По подсчетам Properm.ru, за это время в картотеке Арбитражного суда Пермского края появилось более 100 заявлений о признании должника банкротом, больше половины из них поданы самими должниками.

Вопреки ожиданиям банки, представленные в Перми, активно за своих заемщиков не взялись. За два месяца в краевой арбитраж поступило 14 заявлений, часть из них обращены к известным в Перми бизнесменам.

Например, банк «Авангард» просит признать банкротами пять учредителей ЗАО «Добрыня», в том числе Константина Окунева. Судебные заседания состоятся 18 декабря. Три заявления зарегистрировано от Сбербанка, в одном из них должником значится пермский архитектор и директор «Института территориального планирования» Сергей Шамарин. Суд приступит к рассмотрению иска 8 декабря. С тремя заявлениями в суд обратилась «дочка» Газпромбанка «ГПБ-Ипотека», судя по всему, должники являются заемщиками по ипотечным кредитам. Не остался в стороне и пермский банк «Урал ФД», в ноябре он обратился в арбитраж с двумя исками. Банк «Уралсиб» значится заявителем по одному иску, обращенному к владельцу холдинга «ЭКС Авто» Алексею Ярушина. Суд уже приступил к рассмотрению дела.

Банкротом может быть признан должник с суммой долга свыше 500 тыс. рублей, но банки не планируют в каждом таком случае обращаться в суды. «При принятии решения об обращении в Арбитражный суд помимо соблюдения требований федерального законодательства, мы будем учитывать наличие и объем обязательств перед иными кредитными организациями и перспективы урегулирования проблемной задолженности вне процедур банкротства. В любом случае мы будем подходить к этому вопросу индивидуально, учитывая интересы должников», — говорят в Западно-Уральском банке Сбербанка России.

Аналогичных принципов придерживаются в «Урал ФД».

Анна Гусакова, директор по рискам банка «Урал ФД»:— Банкротство физических лиц не будет носить массовый характер, так как при выходе в суд в каждом отдельном случае будут оцениваться затраты, которые может понести банк, длительность процедуры и перспективы взыскания задолженности. Банк будет взвешенно подходить к каждому заемщику в части подачи заявления о банкротстве физического лица.

Управляющий ВТБ24 в Пермском крае Светлана Щеголева считает, что со временем банки полностью перейдут от процедуры искового производства к процедуре банкротства в отношении своих должников.

Однако сейчас банкир опасается того, что инфраструктура — суды, саморегулируемые организации, бюро кредитных историй — не готова к запуску новых процедур, связанных с банкротством граждан. «Из-за этого и кредиторы, и граждане-должники, инициировав сейчас дело о банкротстве, рискуют оказаться вовлеченными в длительную тяжбу», — полагает эксперт Properm.ru.

В банках видят и сильные стороны нового закона о банкротстве. «Для нас это возможность оспаривания сделок гражданина-должника», — говорит Анна Гусакова из «Урал ФД». В позитивном ключе об этом отзываются и в ВТБ24.

Светлана Щеголева:— Мы видим сильные стороны в возможности оспаривать недобросовестные сделки должников, совершенные в преддверии банкротства. Мы хотим апробировать эффективность процедуры. Среди «кандидатов» — те, кто по нашей информации, имеет достаточно имущества для расчетов с кредиторами, но при этом не платит по кредиту. Другая категория — должники, которые совершили сделки по отчуждению имущества.

"