Posted 1 марта 2017,, 12:00

Published 1 марта 2017,, 12:00

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Центробанк: «Технологии развиваются, но люди остаются людьми. Это нельзя сбрасывать со счетов»

1 марта 2017, 12:00
Управляющий отделением Банка России в Перми Алексей Моночков говорит о том, что системы дистанционного банковского обслуживания устраняют «человеческий фактор». В этом их преимущество. С другой стороны, это обстоятельство иногда становится и недостатком. Подробнее об этом, а также о сокращении филиальной сети банков, о форекс-дилерах и кредитах в интервью Properm.ru.

— Алексей Алексеевич, по последним данным «Объединенного кредитного бюро», в Пермском крае кредиты сегодня есть у 75% экономически активных жителей. Как вы оцениваете этот показатель?

— «Объединенное кредитное бюро» — одно из 16 бюро кредитных историй (БКИ), действующих в России сегодня. С моей стороны комментировать заявления одного из участников рынка было бы некорректно.

В прессе, действительно, часто можно встретить похожие заявления от различных БКИ. Чтобы их правильно оценивать, журналистам и читателям нужно помнить: банки и некредитные финансовые организации самостоятельно выбирают бюро, с которыми они сотрудничают. Части кредитной истории конкретного заемщика хранятся в различных БКИ. В каких именно, можно узнать в Центральном каталоге кредитных историй, который ведет Банк России.

Тот факт, что у многих жителей Пермского края и России есть действующие кредиты, говорит о доступности финансовых услуг, в частности — заемных средств. С точки зрения экономики — это позитивный момент.

— Можно ли говорить о высокой закредитованности населения? Что в ЦБ понимают под этим понятием?

— Банк России не оперирует понятием «закредитованность населения». Но если говорить об оптимальном соотношении, то считается, что выплаты по кредитам не должны превышать 30–40% от совокупного семейного дохода. В противном случае выполнение обязательств становится обременительным. Но очень многое зависит от размера дохода.

Важно, подавая заявку на получение кредита, предоставить в банк максимально полную и достоверную информацию о себе, в том числе сообщить об уже имеющихся займах. Это нужно, чтобы банк мог правильно оценить вашу кредитоспособность. Кредитор заинтересован в возврате средств, поэтому не может допустить, чтобы кредитная нагрузка на заемщика превысила разумный уровень.

В 2016 году выдача новых кредитов жителям Пермского края превысила 129 млрд рублей. Это на 33% больше, чем в 2015 году. Одновременно с этим задолженность по ранее выданным кредитам составила около 208 млрд рублей, что почти не отличается от показателей годичной давности. Чем это можно объяснить? Почему выдача кредитов растет, но задолженность по ним — нет?

— За последние два года процентные ставки вслед за ключевой ставкой снизились. Банки рефинансируют кредиты на более привлекательных для заемщиков условиях. Те, в свою очередь, с опережением погашают кредиты. Поэтому при увеличении объема предоставленных займов срочная задолженность почти не растет.

В целом в сфере кредитования отмечается положительная тенденция — увеличение объемов выданных кредитов. Хотя в абсолютных значениях этот объем и сумма задолженности еще не достигли уровня 2013–2014 годов.

— Какие вызовы стояли перед банками и другими финансовыми организациями в 2015 и 2016 годах? Справились ли они с ними?

— Вопрос всеобъемлющий. В широком смысле — перед всеми финансовыми организациями стояла задача адаптироваться к новым экономическим условиям. Большинство из них с нею справились.

— Чего, по вашим прогнозам, ждать от 2017 года?

— Хотелось бы видеть сохранение положительных тенденций. Поскольку финансовая система вторична по отношению к реальному сектору экономики, многое будет зависеть от развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Хотелось бы увидеть позитивную динамику в инвестиционной деятельности предприятий.

— Как вы оцениваете состояние банковской системы Пермского края? Как относиться к тому факту, что в Прикамье работает всего четыре региональных банка, сокращается количество филиалов, банки остаются работать в формате операционных офисов? О чем это говорит?

— Значимость пермских банков для региональной экономики, ее гармоничного развития, кредитования малого и среднего бизнеса высока. Важно не количество банков, а их финансовая устойчивость, наличие четкой стратегии развития, эффективной системы управления рисками. Важно, чтобы акционеры и менеджмент банков понимали, чего и как они хотят добиться.

Переход филиалов банков в статус внутренних структурных подразделений (ВСП) — объективный процесс. Причём связан он не только с оптимизацией расходов банков, но и с развитием банковских технологий.

Операционные офисы вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией, а их организационная структура значительно проще структуры филиала. Учитывая высокий уровень развития IT-технологий в банковском бизнесе и наличие всевозможных каналов связи между оперофисом и головным офисом или его филиалом, часть банковских операций осуществляется централизованно. Например, ведение бухгалтерского учета, ежедневное составление оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета. К тому же назначение руководителей операционных офисов не требует согласования с Центробанком и у них отсутствует необходимость составления и представления в ЦБ отчетности. Всё это позволяет осуществлять операции, приносящие банку доход.

— Как вы оцениваете перспективы дистанционного банковского обслуживания?

— Развитие дистанционного банковского обслуживания (ДБО) — устойчивый тренд. Сейчас почти все банки, ориентированные на работу в массовом сегменте, создают и развивают системы ДБО. Скорее всего, большая часть небольших, повседневных операций, которыми пользуются люди (платежи, переводы, открытие вкладов), будет выполняться дистанционно, причем всё чаще с использованием мобильных устройств. Это повлечет ряд важных последствий. Например, будет иметь значение не только и не столько расположение офиса банка, сколько удобство использования его приложений в смартфоне.

Вместе с тем практика показывает, что новые технологии не замещают старые, сохраняется многоукладность экономики. Например, за рубежом платежные карты сильно потеснили, но не уничтожили полностью чеки. Поэтому велика вероятность, что в ближайшем будущем сложные банковские операции будут проводиться «по старинке».

Финансы в основе своей — это отношения людей. Финансовые информационные системы, и ДБО в частности, устраняют «человеческий фактор» в банковских технологиях — в этом их преимущество. С другой стороны, это обстоятельство иногда становится и недостатком. Существенная часть жалоб на качество финансовых услуг, которые поступают к нам, связаны с тем, что клиентам порой сложно решать возникший вопрос без живого общения с компетентным банковским специалистом. Технологии развиваются, но люди остаются людьми. Это нельзя сбрасывать со счетов.

— Банк России уже не первый год занимается чисткой рынка от слабых игроков — банков, МФО. Как оцениваете эти результаты?

— Банки играют важнейшую роль в обеспечении функционирования экономики региона и всей страны, оперируют привлеченными средствами. Поэтому в стране должны работать только уверенно работающие банки. Что касается рынка микрофинансирования, то он находится в стадии становления. Среди его участников есть организации, которые не ведут деятельность, либо занимаются совсем не тем, что заявлено в учредительных документах. Наша задача состоит в том, чтобы на рынке остались только те, кто действительно намерен работать и соблюдать установленные правила.

— Когда ЦБ планирует взяться за компании, предоставляющие услуги на рынке Форекс? Многие из них зарегистрированы за рубежом, работают из оффшоров. Им можно доверять?

— Центробанк ведет работу над упорядочиванием деятельности форекс-дилеров. Для того чтобы форекс-компании начать работать на территории России, она должна получить лицензию. Сейчас она есть только у шести компаний.

Кроме того, по закону должна быть создана саморегулируемая организация (СРО), которая разработает стандарты работы форекс-дилеров, а компании вступят в эту СРО и стандарты у себя внедрят. Сейчас создана одна СРО, вторая подала документы на регистрацию. Однако стандартов еще нет, поэтому пока деятельность компаний в рамках закона невозможна.

По закону, иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе оказывать на территории России финансовые услуги. При этом контроль и надзор за деятельностью иностранных финансовых институтов не входит в компетенцию ЦБ. Но, учитывая социальную важность вопроса, обсуждаются возможные пути и механизмы противодействия нелицензированным организациям, планируется вести более активную работу по блокировке сайтов, распространяющих информацию о предлагаемых ими услугах.

Сами граждане тоже должны проявлять осторожность и осмотрительность, заключая договор с компанией на оказание финансовых услуг. Следует четко понимать. С точки зрения российского законодательства совершенно не имеет значения, есть ли у компании, предлагающей подобные услуги, лицензия иностранного регулятора или нет, поскольку даже при ее наличии защитить права и интересы российских клиентов будет невозможно, а возвращать потерянные ими средства — некому. Таким образом, гражданин, заключая договор с такой компанией, добровольно принимает на себя риск невозможности защитить собственные интересы.

Если же компания утверждает, что работает по российским законам, проверить это достаточно просто — у нее должна быть лицензия Банка России. Убедиться в этом можно на нашем сайте.

— Стали ли люди в последнее время финансово грамотнее?

— К сожалению, средств объективного контроля в сфере финансовой грамотности граждан пока нет. Но если судить по обращениям, которые к нам поступают, позитивная динамика есть.
Без преувеличения можно сказать, что задача повышения финансовой грамотности для Банка России — одна из важнейших. Чтобы добиться кардинальных изменений, решать ее необходимо системно, прежде всего — с преподавания профильного курса в школах. У Пермского края есть хороший задел для проведения такой работы.

"