Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку


Раздел Банки
28 октября 2011, 12:40

Игорь Вдовин: «Они бы и черта лысого привлекли»

Игорь Вдовин: «Они бы и черта лысого привлекли»
Председатель правления Национального агентства прямых инвестиций об «инвестиционном спецназе», о «длинном» списке инвесторов и о культурных проектах Пермского края.

В Перми стартовал образовательный проект «Executive MBA — Investment relations and Investment promotion», разработанный Национальным агентством прямых инвестиций (НАПИ). Цель программы — формирование в регионе «инвестиционного спецназа», задача которого — привлечение в Прикамье прямых, преимущественно иностранных инвестиций и достижение реального результата.

Об этом, а также об инвестиционной привлекательности, конкурентных преимуществах и прогрессивной бюрократии Пермского края в интервью Properm.ru рассказал председатель правления Национального агентства прямых инвестиций Игорь Вдовин.

— Игорь Александрович, для чего Пермскому краю необходим «инвестиционный спецназ»?
— Несмотря на невероятный инвестиционный потенциал, вам не хватает реальных практических результатов. Их достижение и будет оценкой эффективности наших образовательных курсов, призванных сформировать в регионе настоящую команду, так называемый «инвестиционный спецназ».

При этом результат — это не разговоры или планы, это оформленные договоренности, это объем реальных привлеченных средств, когда инвестор проходит точку невозврата, например, покупает землю или делает первые инвестиции.

— Почему для проведения образовательных курсов был выбран именно Пермский край, а не другой российский регион?

— Подкупает то, что бюрократия здесь очень прогрессивная. Можно разговаривать на одном языке, можно договориться. Почему сейчас? Потому что конкуренция между регионами за инвестиции становится все более жесткой и серьезной.

— Сколько будут длиться ваши курсы?

— 8–10 месяцев. При этом программа включает в себя три блока: это теоретическая и практическая составляющие, а также обучение английскому языку.

Игорь Вдовин, председатель правления Национального агентства прямых инвестиций.
Фото взято с сайта — http://www.napi.ru/.

— Вы говорите, что реальный объем инвестиций и будет оценкой эффективности образовательной программы. Когда ждать результат?

— Все те инвестиционные проекты, которые сегодня есть, будут рассматриваться и станут предметом обсуждения на курсах как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это именно тот случай, когда практика и теория идут нога в ногу. Механизм следующий: мы берем какой-то проект и обсуждаем, что необходимо сделать представителям администрации Пермского края и команде, мы приглашаем экспертов и дискутируем по этим вопросам.

— Вы не раз отмечали, что одно из лучших представительств НАПИ работает в Ростовской области. Удастся ли Пермскому краю повторить этот успех?

— В Пермском крае хорошая команда чиновников. Если эту команду перенести в другой, более инвестиционно-привлекательный регион, куда-нибудь на юг, то они бы и черта лысого привлекли.

Работать у вас, конечно, сложнее: температура зимой ниже, поэтому расходы, издержки компаний, в любом случае выше. Здесь необходимо не просто ждать, а активно привлекать инвесторов, создавать и обеспечивать для них благоприятные условия.

Сегодня Национальное агентство прямых инвестиций сформировало для Пермского края «длинный» список инвесторов, с которым и предстоит работать.

— Сколько компаний входит в него? Какие это компании?

— Нередко бизнес упускает свои возможности, публикуя раньше времени промежуточные результаты. Мы же сначала достигаем договоренностей, а потом о них сообщаем. Это и есть предмет строгой конфиденциальности, секретности, который лежит в основе достижения результатов. Скажу лишь, что список состоит из нескольких сотен, преимущественно, иностранных компаний.

В нем есть структуры, заявляющие о намерении прийти в Пермский край и в соседние регионы, есть организации, которые, в соответствии со своей стратегией, могут принять решение о размещении своего бизнеса здесь. Также мы анализируем и те инвестиционные проекты, которые по тем или иным причинам не состоялись.

Более того, по представлениям НАПИ, в Пермском крае насчитывается 20-30 компаний, которые могли бы развиваться дальше при участии иностранных инвестиций. Однако определенным препятствием здесь является то, что у региональных компаний зачастую действует «синдром удержания». Но это решаемый процесс, до бизнеса можно донести преимущества работы в таком формате.

— Какие отрасли в Пермском крае интересны для инвесторов?

— Опыт Ростовской области показал, что новые иностранные инвесторы вошли отнюдь не в те традиционные отрасли, на которые делали ставку в администрации. Часто этот вопрос зависит от настроений и предпочтений потребителей. Например, мы проводим исследование относительно потребления той или иной продукции. Есть компании, ориентированные на сырье. Другие смотрят на свои затраты и ряд расходов на пермской земле, например, очевидно, что затраты на лесосеку, нефть или газ в Прикамье ниже, чем в ряде других регионов.

— Вы согласны с тем, что пермские культурные проекты могут повысить инвестиционную привлекательность региона?

— Это классно с точки зрения продвижения. О Перми и крае знают, потому что знают о современном искусстве. Нам важно чтобы Пермь узнавали именно с этой стороны, а не с точки зрения происшествий и скандалов. Для меня, как для человека ответственного за результат в деньгах, это крайне важно.

Участники круглого стола «Программа привлечения инвестиций в Пермский край»: Игорь Вдовин, Александр Шохин, президент Высшей школы экономики (ВШЭ), председатель Российского союза промышленниов и предпринимателей, Пауль Фишер, доктор экономических наук, ведущий мировой эксперт в области привлечения прямых инвестиций, Валентина Кириллина, заместитель заведующего кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ.

— Вы постоянно говорите о том, что именно профессиональная команда должна стать главным конкурентным преимуществом региона. А как же его социально-экономическое положение, ресурсы?

— Это «жесткие факторы», они просто есть и их невозможно изменить. Вы же не можете переместить Пермский край в другое место или, например, закачать нефть обратно в землю. Сейчас нужно работать на опережение и задача команды изменить «мягкие факторы».
Профессиональные команды в регионах — это фактор успеха. Приведу пример. Не так давно мы встречались с одним инвестором. По его словам, когда заходишь в администрацию, там так все здорово и хорошо, там поет Мик Джаггер, выходишь — любительский ансамбль «Березка». Эта разница в поведении, в действиях шокирует инвесторов.

— И каковы принципы правильного общения с инвестором?

— Инвесторам не нужно огромного количества презентаций, разговоров, маркетинга. Им нужны истории успеха, хотя бы одна, но лучше несколько. Несколько таких историй в крае есть, но мы хотим, чтобы их стало больше и чтобы не мы он них рассказывали, а они говорили сами за себя.

— В Пермском крае есть примеры, когда иностранные инвесторы приняли положительное решение о вхождении в регион, но затем свернули свою деятельность. Что надо предпринимать в этом случае?

— Именно поэтому мы и говорим, что нужно не только заключить договор, но и поддерживать инвестора. А вообще все очень просто. Они могут к нам обратиться, и мы сделаем так, что никаких ограничений для инвесторов не будет.