Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку


Раздел Банки
17 апреля 2013, 10:30

Спецрепортаж Properm.ru. Как банки ходят в гости к недобросовестным заемщикам

Спецрепортаж Properm.ru. Как банки ходят в гости к недобросовестным заемщикам
Фото: Александр Хомутов
Редактор раздела «Банки» и фотограф несколько часов провели в компании специалистов службы взыскания долгов. Первое и второе правило взыскателей читайте в нашем материале.

Лихие 90-е давно позади, но кредиторы, взыскивающие долги с заемщиков, до сих пор ассоциируются с вышибалами в кожаных куртках и с битами в руках. Этот образ поддерживают редкие, но меткие сообщения о тех, кто запугивает должников и даже угрожает их жизням.

Мы (редактор раздела «Банки» Наталья Варламова и фотограф Александр Хомутов) своими глазами убедились, что кредиторы работают без утюгов и бит, но от кожаных курток не отказались.

На прошлой неделе у нас появилась возможность поработать с ними «в поле». Вместе с сотрудниками службы взыскания долгов Хоум Кредит Банка мы отправились на встречу с недобросовестными заемщиками.

— Основное и жесточайшее требование: все действия должны быть в рамках закона. Мы официальные представители банка и вести себя должны соответствующе. Но ездим по квартирам не в костюмах, потому что не всегда это удобно, — рассказывает Максим Братилов, начальник группы взыскания Хоум Кредит Банка в Перми.

Рабочий день в пятницу начался в 7–30 утра. К этому времени мы уже в машине, едем в рейд. Рано утром больше всего шансов застать должников дома. В рамках подготовки репортажа решили объехать четыре квартиры и пообщаться с четырьмя должниками.

Первый пункт назначения — улица Баумана.

У специалиста службы взыскания есть специальный профессиональный наборчик — связка домофонных ключей, с которой попасть в подъезд должника — не проблема. Сложности начинаются у дверей квартиры.

Первый выезд оказался неудачным. На звонок никто не реагирует, заемщика, который еще ни разу не платил по кредиту, застать не удалось.

Банковские инспекторы продолжают меня консультировать. Второе правило в работе взыскателя долгов — установить контакт с заемщиком и выяснить, почему он не платит по кредиту.

— После разговора психологически понимаешь, удачным он был или нет. Если заемщик нормальный, не мошенник, он примет меры для погашения кредита, отдаст долг или хотя бы его часть. Потому что ему попросту будет неприятно, что его навещают из банка, — рассказывают сотрудники Хоум Кредит Банка.

У дверей следующей квартиры на улице Беляева нас опять ждет фиаско. Хозяйка дружелюбием не отличается. Вот какой диалог состоялся между женщиной и сотрудником банка:

— Здравствуйте, я из отдела судебного взыскания. Савинов здесь проживает?

— Нет у нас таких. Нету! — агрессивный крик из-за закрытой двери.

— Вообще такого человека не знаете?

— Нет.

— Может, квартиру у вас снимал?

— Нет.

— Извините, до свидания.

По третьему адресу должника тоже обнаружить не удается. Специалисты по взысканию начинают готовить нас к худшему. На днях они проехали по 20 адресам и ни по одному из них никого не застали. Но есть и другие примеры, когда в восьми случаях из десяти заемщики были на месте.

Четвертый последний визит — улица Свиязева. Опять неудача!

Сотрудники банка не отчаиваются. Каждому из четырех заемщиков, которых не удалось застать, банковское уведомление о долге кладут в почтовый ящик.

Специалисты по сбору долгов мыслят и рассуждают как настоящие следователи. Вот послушайте.

— Да, мы не застали должников на месте и, с одной стороны, это не успех, — сетует Максим Братилов. — С другой стороны, даже отрицательный выезд дает свои плюсы. Например, мы смогли увидеть более полную картину. Установили, что в это время людей не бывает, и сделали вывод, что приезжать нужно либо вечером, либо в выходные. Также оценили обстановку: увидели состояние подъезда, какие двери стоят — деревянные или металлические, сломан замок или нет.

После посещения каждого адреса сотруднику службы взыскания предстоит обязательная процедура — заполнить карточку неплательщика или карту предварительного розыска. «После этого все данные забиваются в электронную базу, видно, кто куда выезжал, какие результаты получил. Наши перемещения во время работы может отслеживать руководитель, используя GPS и GSM системы», — рассказывает специалист банка.

По дороге в офис говорим о графиках и нормах. Выясняется, что каждый сотрудник службы взыскания за неделю должен совершить 50 выездов. Ездят не только по Перми, но и по краю, правда, из-за одного должника далеко за пределы города не выезжают, ждут, когда набирается целая группа.

— У каждого свой индивидуальный график. Кого-то из должников утром можно застать, кого-то — вечером, кого-то — по выходным. Но сотрудники сами себе не предоставлены. За каждым осуществляется контроль, как на местах, так и из Москвы, — говорит Максим Братилов.