Posted 1 августа 2013,, 10:00

Published 1 августа 2013,, 10:00

Modified 2 марта 2023,, 18:07

Updated 2 марта 2023,, 18:07

Время собирать обещания. Какими «сказками» о ставках нас кормили власти

1 августа 2013, 10:00
Наталья Варламова
За последние два года от первых лиц государства в адрес банкиров мы слышали обвинения, возмущения и даже угрозы. Но стоимость кредитов как росла, так и растет.

На прошлой неделе президент России Владимир Путин поручил Правительству и Центробанку до 1 октября 2013 года проработать вопрос «о целесообразности введения прямого административного регулирования (ограничения) процентных ставок по необеспеченным потребительским кредитам».

В Центробанке уже даже нашли решение и готовят поправки в законодательство. Директор департамента финансовой стабильности Центробанка Владимир Чистюхин рассказал, что технически ограчение ставок возможно в двух вариантах. «Первый вариант можно назвать жестким, когда в принципе выше каких-то процентных ставок невозможно выдавать кредиты. Второй — когда выдача кредита под более высокую ставку обременяется для банка какими-то дополнительными нормативами с точки зрения, прежде всего, капитала или резервов», — цитируют Чистюхина РИА «Новости».

Впрочем, власти не в первый и даже не во второй раз говорят о снижении стоимости кредитов. При этом чаще всего речь идет о самом дорогом и долгосрочном кредите — ипотеке. Что нам за последние год-два обещали Владимир Путин с Дмитрием Медведевым, Министерства финансов и экономического развития — в материале Properm.ru.

Последний раз своими обещаниями нас радовало Министерство экономического развития. «Через два года их стоимость снизится с нынешних 12,7% до 8,6% годовых. В год в стране будет выдаваться более 740 тыс. ипотечных кредитов, а база потенциальных заемщиков увеличится в 3–4,5 раза», — так звучали оптимистичные лозунги Минэкономразвития.

Хотя совсем недавно первые лица государства говорили совсем о других цифрах, которые подчас были заметно меньше заявленных 8,6%.

В мае 2012 года Путин подписал указ «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В соответствии с ним до 2018 года ставка по ипотеке должна быть на уровне «инфляция + 2,2%».

Поработать над «президентской» ставкой решило Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). В июне 2013 года АИЖК заявило о планах создать или купить банк, который будет выдавать кредиты по ставке на уровне «инфляция + 2,2%».

Премьер-министр Дмитрий Медведев в своих обещаниях пошел еще дальше. «Мы ставим себе цель выйти на такой уровень, когда в среднем по стране можно будет получить ипотеку за 5–6% годовых. Вот это будет как раз ставка по силам любой семье, которая зарабатывает деньги», — говорил в августе 2012 года Медведев.

Однако уже в апреле 2013 года председатель правительства призывал банки снизить ставки по ипотеке в 2013 году хотя бы до 9–10% годовых, а в перспективе — до 7%. «У нас, к сожалению, очень большая разница между банковской ставкой, ставкой рефинансирования в Центральном банке и реальной ипотечной ставкой. Она такой быть не должна. Она должна быть там, ну может быть 1,5—2%. Задача заключается в том, чтобы вывести общую ипотечную ставку по всей стране где-то на уровень 7%», — говорил тогда Медведев.

Вопреки призывам властей ставкам до заявленного уровня еще падать и падать.

Динамика средневзвешенной процентной ставки по ипотечным кредитам в рублях в Пермском крае в 2012–2013 годах

Предметом пристального внимания властей становятся ставки не только по ипотеке, но и по всем кредитам.

Так, в ходе «прямой линии» в апреле 2013 года Путин открыто обвинил банки в том, что они необоснованно завышают ставки по кредитам. По его словам, кредитные организации слишком увлеклись своей выгодой и маржой и слишком преувеличивают риски в экономике Российской Федерации.

Следом за ним, в мае 2013 года Медведев коснулся темы высоких ставок по кредитам. Более того, он сказал, что банкам нужно немножко погрозить. «Мы сказали им: знаете, вы давайте соразмеряйте плату за риск с реальным состоянием экономики. А мы будет совершенствовать условия работы банков. Надеюсь, нам удастся улучшить условия кредитования на территории России. Это одна из амбициозных задач, которую предстоит решать новому руководству Центрального банка. Вперед!», — заявлял тогда премьер-министр.

В июле 2013 года обещанный Путиным разговор с банками состоялся. В загородную резиденцию были приглашены глава Центробанка Эльвира Набиуллина, ее тогдашний советник Сергей Игнатьев и главы крупнейших банков: Герман Греф (Сбербанк), Андрей Костин (ВТБ), Андрей Акимов (Газпромбанк), Петр Авен (Альфа-банк) и Олег Вьюгин (МДМ-банк). Путин увещевал банкиров снизить ставки по кредитам «рыночными методами», тем более «прибыли растут». Завершил президент открытую часть совещания призывом «посмотреть на проблему без эмоций».

Разговорами и угрозами дело не ограничилось. В апреле 2013 года министр финансов Антон Силуанов возмутился «запредельной» ставкой: «Мне хотели предоставить потребительский кредит, лично мне, Силуанову Антону Германовичу. Знаете, какая ставка была мне предложена? 23%… Размер ставок запредельный».

Свою заботу власти проявляли в отношении не только населения, но и компаний. За последних также в апреле вступился министр экономического развития Андрей Белоусов. Он назвал конкретный ориентир приемлемой стоимости кредитов для предприятий — 8,5%. По его мнению, нынешний уровень ставок гасит инвестиционную активность компаний. Более того, по его словам, если к осени не будет экономического роста, то российская экономика может скатиться в рецессию.

Однако воз и ныне там. Более того, по последним данным Центробанка (по состоянию на 1 июня 2013 года), ставки по большинству видов кредитов растут.

Динамика средневзвешенных ставок по рублевым кредитам физическим лицам в 2013 году, в %

Динамика средневзвешенных ставок по рублевым кредитам юридическим лицам в 2013 году, в %

"