Posted 24 июля 2014,, 02:30

Published 24 июля 2014,, 02:30

Modified 2 марта 2023,, 17:48

Updated 2 марта 2023,, 17:48

Пищевая пирамммида на карточках. Как я стал «едошей»

Пищевая пирамммида на карточках. Как я стал «едошей»

24 июля 2014, 02:30
Владислав Аскариди
Фото: Properm.ru
В Пермском крае десятки тысяч человек пытаются заработать на еде. Для этого они скупают и продают скидочные карты несуществующего продуктового магазина.

Эта история началась с нескольких популярных веток на форуме Teron.ru, посвященных компании «Едоша». Самая первая тема — «Новый способ отъема денег у населения — ЕДОША — сетевая компания еда +деньги». Пользователи форума пришли к выводу, что компания, которая подает себя как продуктовый ритейлер, на деле — финансовая пирамида, построенная на перепродаже скидочных карт пенсионерам. Красноречивее всего об этом на форуме высказалась пользователь tigraligra.

tigraligra:Господа, будьте внимательны к своим родителям, особенно к пенсионерам. Распространители «Едоши», или как их там еще назвать, активизировались. Сегодня еле вытащила свекра с их «собрания» на Лифанова,3 (в здании бывшей «Дельты»). При мне тетушка купила карт на 3500 руб и с сияющими глазами отправилась «продавать знакомым, радость-то какая». Заговаривают зубы по всей видимости, хорошо, промывали свекру мозги на протяжении трех часов.

Вооружившись диктофоном, я отправился в «Едошу», где деньги появляются из воздуха, продуктовые магазины работают без поставщиков, а клиенты зарабатывают баснословные суммы друг на друге.

Покрутившись вокруг здания, прячусь от дождя за распахнутой дверью. Внутри огромный пустой ангар. Единственное, что напоминает о существовании здесь офиса — уборщица, подметающая железные ступеньки лестницы, и пестровато-простенький плакат «Едоша». Я на месте.Найти офис продуктового ритейлера «Едоша» непросто. В отличие от крупных супермаркетов, которые видно издалека, строение на Лифанова, 3, корпус 1, напоминающее автоцентр, легко пропустить. Телефон представителя сети «Едоша» в Перми, с которым у меня назначена встреча, не отвечает.

Поднимаюсь по ступенькам. Не успеваю оглядеться, как из открытой двери выходит Алексей. Он смотрит на меня вопросительно.

Здравствуйте, мы с вами ВКонтакте общались, — начинаю разговор. — Вот, пришел на собрание.

По предварительной договоренности, мне объяснили, что на собрании для новичков расскажут, как устроен бизнес «Едоши» и как заработать кучу денег на обычныx скидочных карточкаx.

Алексей — выше среднего роста худощавый молодой человек. ВКонтакте он назвал мне свою должность — «серебряный директор «Едоши». Выбритые виски, волосы зачесаны назад. Загорелый — недавно вернулся с Канарских островов, если верить сообщениям на его стене ВК. Заходим в небольшую комнатку — офис.

Запись о том, что открывается магазин, я увидел на Youtube, — рассказываю я. — Там были ваши контакты. Магазин еще не открылся?

Сам вообще чем занимаешься? — перехватывает инициативу серебряный директор.
Контент-менеджер. Наполняю сайт, — перехожу я к своей «легенде».
— Посмотрел какой-то короткий ролик?
— Да.
— Что конкретно заинтересовало?
— Как это работает? Как заработать на этом деньги?

Как можно заработать деньги? — Алексей оживился, как будто услышал кодовую фразу и открыл на компьютере заготовленную презентацию. Пристально посмотрел мне в глаза и заговорил мягким, вкрадчивым голосом.

— «Едоша» — это торговая сеть супермаркетов. Когда мы начинали до прошлого года, это был всего лишь один маленький магазинчик 300 кв.м площадью. Сегодня уже работают 11 магазинов в разных городаx. Открываются большие магазины от 500 до 1 тыс. кв.м. Нижний Новгород, Краснодар, Новосибирск, Сургут, Самара, Ставрополь, Казань, Иваново

Пока серебряный директор вещает, я украдкой разглядываю главный офис компании в Перми. Небольшая комнатка, больше похожая на кладовую. Ремонта нет, голые стены. Стол, два стула. Ноутбук, на полу какие-то посылки с фамилиями и цифрами, в дальнем углу комнаты — металлический стеллаж.

Продается все то же самое, что и в других магазинах. Все категории продуктов питания, товары для дома, товары для животных. «Едоша» — это супермаркет, который позиционирует себя как магазин с продукцией премиум-класса. Выбираем лучших производителей и поставщиков, которые предоставляют качественный товар. Все покупатели, все партнеры компании сами участвуют в отборе ассортимента.

На одной из полок стеллажа как образец выставлена, видимо, продукция, предлагаемая магазином. В список товаров премиум-класса попали макароны «Макфа», йодированная соль и туалетная бумага без втулки.

— Я сам случайно узнал о проекте через интернет, одним из первых. Появились люди, которым это тоже стало интересно — мы начали двигать эту тему. Сегодня у нас подходит к концу запуск магазина. Здесь у нас информационно-логистический центр и офис акционерного общества «Едоша-Пермь». На первом этаже будет склад, логистика. На Куйбышева, 140, где уже закончен ремонт, идет сборка оборудования.

Серебряный директор берет листок бумаги, черную ручку и переходит к убедительным схемам.

— Цены в магазине такие же как в других городах. За счет чего это достигается? Всяких «Магнитов» у нас полным полно. Они обслуживают ближайшую территорию, жителей, которые рядом живут. Мы будем осуществлять доставку продуктов на дом, нам не нужно большого количества магазинов в каждом районе. Нужен только один магазин и развитая служба доставки.

В списке преимуществ магазина Алексей называет платные рекомендации. Я насторожился.

— Что это значит?

— Мы — первый продуктовый магазин, который за рекомендации платит деньги. Я рассказал тебе о том, что у нас в Перми открылся магазин «Едоша». Там классные товары, там есть доставка. Тебе это понравилось, ты делаешь там покупки. Я с твоих покупок получаю небольшой процент. Ты рассказал своим знакомым, ты получаешь с их покупок, и я получаю с их покупок. Можно бизнес строить в других странах, городах через интернет.

На листке появляется цепочка из семи звеньев, отдаленно напоминающая пирамиду. Так работает система учета покупателей.

— План вознаграждений за то, что ты рекомендуешь кому-то этот магазин, — поясняет Алексей. — Те, кто по твоей рекомендации ходят — это первый уровень. Второй уровень это уже их друзья, знакомые. И так далее до седьмого уровня.

— Получается, товар должен дорожать с каждым уровнем?

— Нет. Я тебе объясняю пока по уровням. Ты будешь получать с любой суммы их покупок соответствующий процент. С первого — один процент, со второго — два и так далее до седьмого уровня. То есть, чем дальше от тебя по цепочке люди…

— То есть для них это будет дороже? — вновь уточняю я, не услышав ответ на предыдущий вопрос.

— Нет. Покупают по таким же ценам, что и в магазине.

— Откуда тогда этот процент?

— Я тебе сейчас только объяснял! — в голосе Алексея появляются нотки нервозности. — Доставка на дом дает очень хорошую прибыль. Есть очень много нюансов, которые экономят деньги. Основной из них это реклама: «Едоша» не дает никакой рекламы. Мы сами являемся рекламой. Мы создаем магазину клиентскую базу, а он делится с нами прибылью.

«Отчитав» меня, серебряный директор возвращается к объяснениям.

— Давай по деньгам посчитаем, чтобы было понятно. Любая семья из двух человек тратит в магазине за месяц на продукты больше пяти тыс. рублей. 1% с 5 тыс. — 50 рублей. Три семьи — 150 рублей с первого уровня. Эти три человека тоже смогут найти как минимум трех. Уже девять. 2% с 5 тыс. это уже 100 руб. — здесь у нас будет 900 рублей. Но для этого ты сам должен закупиться в магазине на 5 тыс. рублей…

Алексей долго объясняет выгоды, приводит цифры, проценты.

— Если просчитать до седьмого уровня, то при условии, что каждый приглашает всего лишь по три человека и все они тратят по 5 тыс. руб. твой ежемесячный доход — 1 млн 66 тыс. 210 рублей. Красивая цифра? Есть и другие вознаграждения. За лидерство, различные премии, статусы.

В прошлом месяце компания только налогов заплатила 30 млн рублей, — ошарашивает новой цифрой Алексей. — Можно понять, что уже огромное количество человек зарабатывает деньги.

В открытую дверь заходят женщины за 50: «Здравствуйте!».

— Можно я тут закончу? У нас встреча.
— Мы карточки пришли посмотреть.
— Потом посмотрите все. Прикройте дверь, пожалуйста.

Женщины неохотно покидают комнату, продолжая что-то громко обсуждать. Наступает главная часть нашего разговора.

— Что нужно сделать, чтобы начать зарабатывать?

— Зарегистрироваться. Для этого надо приобрести карту покупателя магазина. Она дает все преимущества. Стоит 100 рублей. Только те, у кого есть эта карта могут пользоваться доставкой на дом, участвовать в различных акциях, покупать продукты дешевле или получать различные подарки и, самое главное, строить свою команду покупателей.

Алексей небрежно достает из ящика стола стопку карт, перетянутых резиночкой. Как пачки рублей в 90-е.

— У меня на первом уровне 23 человека.

— Сколько человек в Перми этим занимается?

— Моя команда покупателей — 39 922 человека.

— Ты в Перми тоже не один этим занимаешься. Сколько же всего покупателей в сети?

— Выше меня в Перми человека четыре. Но у меня в команде не только Пермь — здесь есть и другие города, Украина, Казахстан. В Перми вообще зарегистрировано около 25–30 тыс. человек. Это не значит, что все эти люди занимаются. Максимум 20–30 занимается этим серьезно и постоянно — те, кто рассказывает, ищет таких же людей, кто будет продолжать. Многие сейчас в ожидании находятся.

Еще до открытия магазина мы можем зарабатывать деньги. Вот самый «вкусный» месяц у меня был март — заработал 232 тысячи, — горделиво тычет пальцем в экран монитора Алексей. — Кроме того, я буду получать процент со всех продаж магазина, потому что являюсь его акционером.

— Как так получилось?

— У нас 240 человек вложили деньги в открытие этого магазина. 51% инвестировала компания, 49% — мы…

— Кто ваши поставщики?

— Сказать очень сложно. Количество товаров в Питерском магазине более 17 тысяч наименований. Абсолютно разные поставщики. Что касается «скоропорта», то это будут наши местные производители.

— Пакет договоров уже заключен: «Пермский мясокомбинат», «Кунгурский мясокомбинат», — уверенно перечисляет Алексей. — Молоко будет разное. Поставщиков очень много.

Кроме того, что мы закупаем продукцию, сейчас начался процесс запуска собственного производства сосисок, сарделек, колбас. Сейчас у нас идет процесс акционирования. Если интересуют инвестиции, то тоже можешь в этом участвовать. Прибыльность будет около 300% в год.

Теперь точно не «кинут», да и заработать нормально получится — ведь в открытие колбасного цеха планирует вложиться сам основатель сети. Схема та же: 51% — основатель, 49% — акционеров.

— Что это?, — указываю я на какие-то «посылки» на полу офиса.

— Это наборы. Люди заказывают карты. Для того, чтобы мне тебя подключить, тебе нужна карта. Где ее взять? У того, у кого они есть. Я заранее их купил, заказал на сайте. Сделал покупку. Сейчас до открытия магазина сумма обязательная не пять тысяч, а три для того, чтобы получать проценты за вознаграждение. Люди карточки заказывают. Кто-то 30, кто-то 100, кто-то — 1 тысячу.

— Какой самый большой заказ был?

— 10 тысяч карт. Вот заказ на 1 тысячу карт, — берет в руки внушительную коробочку Алексей.

— Они продаются по той же цене, что и покупаются?

— Да. По той же, что и в магазине и на сайте. 100 рублей.

Но, от разговоров к делу — пора зарабатывать! «Здесь номер красивый. Вот такой может? » — раскладывает передо мной «билеты» в счастливое и безбедное завтра.

Тяну первую попавшуюся карту. Недолгая регистрация: ФИО, номер телефона.

Прощаемся. За Алексеем пришли — собрание лидеров компании вот-вот начнется. На выxоде он напоминает мне, что 100 рублей за карту я так и не отдал. Рассчитываемся, спускаюсь на улицу и поджидаю, пока выйдет кто-нибудь из покупателей.

Ждать пришлось недолго. Из офиса компании выходит немолодая женщина, подозрительно оглядывается по сторонам.

— Здравствуйте. Я новичок. Как думаете, на этом можно заработать?

— Я еще не покупала ничего. Многие ждут открытие магазина. Я тоже жду. А кто-то не ждет — заказывает продукты. Я знаю людей, которые уже покупают.

— Они заработали на этом?

— Заработали. Если заказывать и кому-то еще дальше информацию распространять, то можно зарабатывать.

— А вы почему ждете?

— Не знаю почему. Жду открытия.

Увидев, что магазин действительно существует, я удивился. Простенький ремонт, абсолютно голые полки, помещения, заваленные картоном и полиэтеленом. Как рассказал охранник здания, открытие должно было состояться еще в феврале 2014 года.

Представители «Едоши» действительно выходили на местных производителей. В Кунгурском мясокомбинате мне подтвердили, что звонок от компании был, однако ни о каких заключенных договорах речи не идет. Больше контактов не было.

Недовольных «Едошей», судя по Teron.ru оказалось немало, но в правоохранительные органы никто не идет. Источник Properm.ru в полиции, рассказал, что компания может иметь хоть все признаки финансовой пирамиды, но пока не появятся заявления от потерпевших, ход делу не будет дан.

«Доказать «Покушение на мошенничество» очень сложно. Всегда можно сказать: «Это у нас был рекламный ход такой, рекламная акция», — пояснил собеседник Properm.ru. — В таком режиме компания может работать очень долго».

"