Posted 26 июня 2014,, 13:00

Published 26 июня 2014,, 13:00

Modified 2 марта 2023,, 17:58

Updated 2 марта 2023,, 17:58

Пермский клуб PROscooters: «Ставим скутер на учет, а нам говорят «Вам оно надо?»

Пермский клуб PROscooters: «Ставим скутер на учет, а нам говорят «Вам оно надо?»

26 июня 2014, 13:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Два активиста скутерного движения в Перми Сергей «Scatik» Веснин и Василий «Kornak» Сысоев рассказали Properm.ru о нелегком пути и первом в городе опыте постановки на учет малокубатурной техники. Обсудили и знаменитую «категорию М», и безалаберных мопедистов.

— Чаще всего у нас владельцы скутеров прикидываются малокубатурной техникой с объемом мотора до 50 кубических сантиметров. Даже когда видишь такую малявку, первое, что приходит в голову — это «до 50 кубов», ничего сверхъестественного. Из документов даже ПТСа нет. А теперь владельцев таких мопедов «заморачивают» на права и госномера. Так?

Сергей: Современная мототехника настолько схожа визуально для обычного человека, что даже если ты видишь на дороге то, что сейчас называется в народе скутером, это может оказаться и мотороллером, и макси-скутером или просто скутером. Даже сотрудник ДПС, не всегда сможет различить что перед ним - обычный скутер "полтинник" или же скутер с повышенной кубатурой классифицируемый по ПДД - как мотоцикл. Вся эта техника различается объемом двигателя, его расположением и посадкой. Мотороллер — механическая коробка, макси-скутер — объем двигателя больше 49сс, скутер — вариатор плюс объем двигателя до 50сс.

Визуальное сходство позволяет некоторым владельцам техники с объемом мотора свыше 50 кубов прикидываться «полтинниками». И пользоваться этим. Хотя на все, что имеет двигатель объемом более 50сс, полагается иметь ПТС. Такую технику надо ставить на учет и ездить на ней, получив права категории А.

Люди у нас скутера воспринимают странно. Существуют несколько огромных заблуждений. Первое, что на скутере можно ехать пьяным: тебя никто не остановит, а будут ловить — так по дворам никто не догонит. А если и поймают, то не накажут — прав нет и их не отобрать, техника без госномера и тоже неотчуждаема, на штрафстоянку не забрать. Второе: если это техника выглядит как 50 кубовый скутер, то он может ехать по велодорожкам. Третье: на скутере можно хулиганить, не соблюдая ПДД под предлогом «я же маленький и юркий», поэтому я успею увернуться и вывернуться из любой аварийной ситуации. Вот эти основные заблуждения побуждают в людях стойкое нежелание регистрировать свою технику даже если в ней существенно больше 50 кубов.

— Зато ты проявил сознательность и решил поставить свой скутер на учет. Чуть ли первым в Перми. Поделись, что нужно для постановки на учет и как это все происходит?

Сергей: (смеется) Не первым, девушки из нашего сообщества опередили. Прежде всего, нужно, чтобы документы были в порядке. Должен быть ПТС, копия таможенной декларации, договор купли-продажи — это все не вопрос, это есть. Нужно получить ОСАГО. А вот для него нужно теперь пройти диагностику, все помним реформу техосмотра. Это всегда вызывает у мотолюбителей мандраж. На самом деле, все просто. В Камской долине заехал в фирму, попросился. Загнали скутер, посмотрели оптику, посмотрели работу поворотников, проверили двигатель «заводится-не заводится», на выходе по моей просьбе проверили даже выброс СО2. Диагностическую карту получил, приехал в страховую. Там удивились и даже спросили, уверен ли я в своем желании. Но полис выдали. Далее нужно брать все эти документы плюс паспорт владельца — и в МРЭО.

Приехал в МРЭО на Спешилова, заполнил бланк заявления. Сотрудники — в глубоком шоке, я оказался чуть ли не первым, кто приехал ставиться на учет со своими 9 лошадиными силами. Поехал на площадку, на осмотр. Смотрят там на мой «мопед» внимательно и обнаруживают, что в документах о черный, а по факту — синий. «Вот заявление на изменение цвета», — объясняю. Начали смотреть номера на раме… Смотрят они на номер на приварке, все ровно, но смущает ржавчина. Сотрудник МРЭО позвал коллегу, заподозрили переварку. И поехал я в отдел розыска — в базе моего «мопеда» нет. Возбудили дело о признаках подделки номеров, изъяли документы, сказали скутер поставить на стоянку и не ездить на нем до вынесения решения. Сказали, что через 10 дней со мной свяжутся из Ленинского ОВД и все-все расскажут. Решил время по-напрасну не тянуть и сделать независимую экспертизу.

Экспертиза всем известная, на Фонтанной. Эксперт сильно удивился, на какой технике придется проверять номер. Вытащил весь свой арсенал, чистит-моет, чистит-моет, кислотой льет, МРЭО вспоминает словами добрыми и ласковыми. Целый час он на коленках стоял перед скутером, но следов неоригинальной сварки или перебивки номеров так и не нашел. За экспертизу отдал по стандартному тарифу чуть больше 1,5 тысяч рублей. С экспертизой на руках стал ждать звонка из ОВД. На девятый день — позвонили. Подъехал показал экспертизу, вопросов у инспектора никаких больше не возникло. Выжидаю 15 дней, приходит по почте решение об отказе возбуждения дела. Вот уже с ним и экспертизой и остальным комплектом поехал в отдел розыска, там препятствий для постановки на учет больше не видели. В МРЭО сдаю документы, их принимают без лишних вопросов. И жду долгие три часа — поток автолюбителей очень большой, а мототехнику видимо «копят».

— Получается, не зря делают в МРЭО дважды в год «День мотоциклиста»?

Сергей: Очень не зря! В такой день регистрация занимает считанные минуты, это очень круто. Сделать бы этих «Дней мотоциклиста» три в год — летний добавить. Потому что весной к началу сезона не все успевают.

— Номера в итоге получил стандартные мотоциклетные?

Сергей: Да. Только регион на них — 81-й. До декабря 2005 года этот код принадлежал Коми-Пермяцкой автономии, а после создания Пермского края выдача кода была прекращена.

— Ценный опыт получился?

Сергей: Ценный, и не только для себя лично. По моим действиям можно целый мануал составлять, что уже сделано сообществом «PROscooters.ru». К тому же в МРЭО на Спешилова теперь статистика, что такая техника ставится на учет. У сотрудников появился порядок действий, они понимают весь алгоритм. В экспертизе на Фонтанной появились образцы скутера и опыт составления заключения по такой технике.

— И все же — что дают скутеру госномера?

Сергей: Они уравнивают скутер с другими участниками дорожного движения. Мы без проблем управляемся с техникой. У Василия — 10 лет мотостажа, к примеру. У меня — 7 лет мотостажа и столько же автомобильного. Мы ходим на скутерах в «дальняки»: 500–700 километров, с остановками только лишь на заправиться и поесть, проезжали не единожды. Но когда получаешь номера, ты получаешь те же права и те же обязанности, что и другие участники движения. Это сильно дисциплинирует.

— А возможности при этом появляются?

Сергей: Безусловно! Если скутер угнали, то его, при наличии госномеров, поставят в федеральных розыск транспортных средств. Появляется ОСАГО. Раньше мне приходилось оформлять ДСАГО, чтобы имелось «прикрытие» на всякий пожарный. Полис ОСАГО, в случае ДТП или вреда чьему-то имуществу по моей вине, компенсирует ущерб пострадавшим. Если в меня въедут, я становлюсь официально участником дорожно-транспортного происшествия. Даже если ты опытный водитель, всякое бывает — это дорога.

Василий: Когда у тебя скутер или мопед, ты не имеешь права перевозить пассажиров. С этим у нас постоянно связаны проблемы. Я периодически езжу на скутере с супругой. На межгороде стабильно мы «ловим» штраф в 200 рублей за перевоз пассажира на «технике, для этого не предназначенной». Когда есть госномера — пожалуйста, имеешь полное право везти пассажира, сам скутер-то двухместный.

Сергей: Скутер без госномеров может располагаться на проезжей части не далее второй полосы. С точки зрения законодательства скутер с госномерами имеет право располагаться на любой из разрешенных полос движения.

Василий: И вроде бы нам без госномеров предписано двигаться по велодорожке при ее наличии. Как вы себе представляете это на улице Ленина, где велодорожка официально на тротуаре? Как окружающие воспримут несущийся там со скоростью хотя бы в 30 км/ч? За эту дорожку хочется сказать отдельное «спасибо» нашим чиновникам, ПДД разрешают нам ездить там до 60 км/ч. Как они себе это представляют? Но если есть госномера — никаких велодорожек или крайних правых полос, которые выделены для движения общественного транспорта.

— Остальные плюсы связаны, так понимаю, с габаритами техники? Пробки вас вообще беспокоят?

Василий: По работе случается, что за день нужно объехать с десяток адресов. Летом на скутере у меня это занимает 2–3 часа. Зимой на трамвае -весь день.

Сергей: От Перми 2 до Горького — 8 минут в любую пробку. На машине даже в слабую пробку этот путь занимает до 40 минут.

— Байкеров пермяки постоянно клянут за движение по междурядью. Как у вас с этим?

Сергей: По ПДД, мототехника может находиться в одной полосе с автомобилем. Ширина пермских улиц вполне позволяет это. Мы чаще всего помещаемся в одну полосу с каким-то автомобилем. Если уж приходится между машинами лавировать, то только в стоящем потоке. Стоящем! И обязательно использовать поворотники.

— Что вас, как приверженцев компактной мототехники и активистов скутер-клуба, больше всего раздражает в пермяках, которые ездят на скутерах без какой-либо идеологии?

Василий: Когда едут на скутере с пивом, без шлема, в шлепанцах, на красный, по пешеходному переходу на красный сигнал светофора.

— Может быть категория М как-то остановит это? Закон есть, обучающей программы — нет. В итоге получаем ситуацию, когда вроде бы надо нарушителей карать, но они бы и сами рады права получить. Но не могут. Как это все выглядит изнутри скутер-движения?

Василий: Все верно. Техника есть, отучиться на категорию М не могут, а на А ли В по каким-то причинам не хочется. Во всех городах Госавтоинспекция говорит: «Ездите и ждите».

— Есть понимание, что может войти в программу обучения на права категории М? И почему ее так долго не могут разработать?

Сергей: Человек должен знать ПДД и пройти теоретический экзамен. Если человек сдал такой экзамен в ГИБДД, то правила у него хотя бы на полгода-год в голове задержаться, даже если человеку 16 лет.

— Я боюсь показаться занудой, но добавила бы в программу обучения на категорию М хоть какие-то примитивные знание об устройстве техники, оказании первой помощи и физике управления транспортным средством… И площадку — хотя бы «трогание», «остановка», «экстренная остановка» и «змейка».

Сергей: Проще пойти и на категорию А сдать тогда (смеется). Ведь если у тебя открыта хотя бы какая-то категория — А, В или С — тебе уже не нужны права категории М. А так получается, что без площадки — это М, с площадкой — это А. Если вождение по городу добавить — вообще уже В получается.

Василий: А вообще мы уже привыкли ждать решений и по госномерам и по правам для скутеров. Разговоры о первых ходят с 2000-го года, о вторых — с 2007-го.

— Если на подписание документов ушло 6 лет, то сколько получается будут это все вводить?

Сергей: Порассуждаем. Нужно же не только подписать закон. Нужно разработать и подписать программу, подготовить автошколы, провести им по категории М лицензирование и аттестацию, ввести программу в школы, обеспечить необходимым техническим оснащением .Через сколько оно будет? Как будто и не нужно это никому…

— Права на управление транспортным средством в 16 лет скорее благо?

— Я считаю, что чем раньше человек получает права — не документ, а возможности — тем лучше. Потому что на оборотной стороне находятся обязанности.

— Аварийность по мототехнике считается в Госавтоинспекции валом — и мотоциклы, и все категории малокубатурной техники. По словам байкеров из «Мото59», большая доля аварийности здесь приходится как раз на малокубатурную технику. Почему?

Сергей: Когда человек покупает скутер до 50 кубов, зачастую считает что ему в принципе ПДД знать не надо. В лучшем случае — хватит занятий на «ПДД Онлайн». Подкупает и простота управления, не надо учиться вроде бы. И кто-то где-то говорил, что можно ехать на зеленый, а на красный нельзя. Многие такие товарищи даже не знают о главной и второстепенной, о предоставлении преимуществ в движении. Если такой человек знает, как выглядит знак «Уступи дорогу» — уже есть шансы, что он выживет. Если у него на голове шлем — то совсем хорошо.

Беседа с представителями сообщества PROscooters на этом не закончилась. Они рассказали, что может понадобиться начинающему водителю скутера и дали несколько советов. Продолжение — в пятницу, 27 июня, на Properm.ru.

"