Posted 16 сентября 2015,, 07:00

Published 16 сентября 2015,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 17:05

Updated 2 марта 2023,, 17:05

«Закрыто. Все ушли в онлайн». Почему время традиционных банков прошло?

16 сентября 2015, 07:00
Наталья Варламова
«Российские банки, как динозавры, недальновидны и слишком неповоротливы, — считает управляющий директор Модульбанка Яков Новиков. — С таким подходом традиционные банки проигрывают битву новым конкурентам».

В Перми с опозданием на полмесяца открылся Modulbank (Модульбанк). Изначально планировалось, что офис появится 27 августа, позднее дата поменялась на 15 сентября. «Мы долго искали помещение, где бы было одинаково комфортно и нашим сотрудникам, и пермским предпринимателям. Представительство Модульбанка в Перми нашло свой дом в бизнес-центре «Космополит» по адресу шоссе Космонавтов, 5а», — сообщается в официальной группе банка в Facebook.

Банк делает ставку на дистанционное обслуживание и считает, что за ним будущее. Подробнее об этом управляющий директор Modulbank Яков Новиков.

Предсказание известного футуролога Бретта Кинга о смерти традиционных банков начало сбываться: многие забыли, когда последний раз заходили в свое отделение. Сегодня все финансовые операции удобнее совершать через мобильное приложение или интернет-банкинг. За один клик можно даже открыть расчетный счет — без очередей в банке. Это только начало — свою долю финансового рынка постепенно «отъедают» сотовые компании и небанковские финансовые сервисы, такие как «Яндекс.Деньги», QIWI и PayPal. Вопрос, последуют ли за прогрессом традиционные банки или их место постепенно займут инновационные сервисы, работающие по банковским лицензиям?

В потере своих позиций российские банки виноваты сами. Они, как динозавры, недальновидны и слишком неповоротливы. Это заметно по их отношении к малому бизнесу, который обслуживается по остаточному принципу.

По данным Modulbank, 70% предпринимателей из числа малого и среднего бизнеса предпочитают развиваться на свои деньги. Бизнес хочет оперативности и комфорта. Он устал ждать два дня, когда пройдет платежка, и терпеть убытки из-за того, что несколько дней приходится собирать кипы бумаг для валютного контроля. Чтобы удержать клиентов, традиционные банки стали выпускать мобильные приложения с кучей ненужных функций. Но смена формата не отразилась на содержании — они сохранили свой изначальный принцип «продать как можно больше».

С таким подходом традиционные банки проигрывают битву новым конкурентам, которые предлагают максимально удобные сервисы. С их помощью можно перевести деньги не просто по номеру мобильного телефона, а в мессенджере. Китайский MyBank, например, пошел еще дальше. Он стал практически первым «цифровым» банком в мире. На его сайте все операции выполняются онлайн — в том числе кредитование (!). У британского банка Atom вообще нет ни отделений, ни сайта — только мобильное приложение. В дальнейшем он собирается интегрировать биометрические параметры безопасности. Это когда вместо пароля приложение запрашивает голосовое подтверждение клиента. В Модульбанке предпринимателю нужно всего один раз встретиться с менеджером, чтобы открыть счет. Но скоро и эта необходимость исчезнет.

Когда с очередной сменой поколения (считается, что она длится 30 лет) завершится оцифровка всей России, новые люди все равно не запомнят образ банкира с галстуком, который решает — кому дать кредит, а кому нет. Перед их глазами всплывет картинка из детства: как отец одним кликом берет кредит, а мать жестом просит смартфон перевести платежку за электричество.

Пока что предпринимателю нужно задуматься: лучшее ли решение своих проблем он выбрал? Будет ли развиваться бизнес с поддержкой выбранного банка? Уже сейчас предпринимателю достаточно просто посмотреть по сторонам и увидеть множество сервисов, которые решают многие проблемы малого бизнеса.

"