Posted 12 ноября 2015,, 08:03
Published 12 ноября 2015,, 08:03
Modified 2 марта 2023,, 16:46
Updated 2 марта 2023,, 16:46
Банки начали сокращать выдачу кредитов на приобретение товаров у сотовых ритейлеров. Выдавать кредиты по прежним высоким ставкам банки не могут из-за ограничений полной стоимости кредита (ПСК), а кредитовать сегмент по более низким ставкам отказываются из-за высоких рисков, сообщает «Коммерсантъ».
Так, Альфа-банк планирует сократить объем выдачи кредитов на мобильные телефоны с 7–8% до 1–3%. «После введения ограничения ПСК банк уже не может кредитовать по высоким ставкам этот высокорискованный сегмент, а текущий уровень ставок при учете риска не обеспечивает заметной маржи», — поясняет директор по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнеров Альфа-банка Дмитрий Жиздюк.
Напомним, ограничение ПСК действует с 1 июля 2015 года. Ежеквартально Центробанк рассчитывает полную стоимость кредита для каждого сегмента кредитования. «В октябре банку удавалось поддерживать выдачи на прежнем уровне за счет промоакций с партнерами, однако уже в ноябре объем выдаваемых кредитов начал снижаться», — рассказал старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу «Ренессанс кредита» Евгений Лапин. «Мы также сократили объем выдаваемых банком POS-кредитов в сегменте мобильных телефонов, перенаправив часть выдач на дочернюю МФО «ОТП финанс», — поясняет зампред правления ОТП-банка Александр Васильев.
В сегменте POS-кредитов на мобильные телефоны сроком на год, по данным ЦБ, сейчас предельное значение ПСК не может превышать 55,7% (для кредитов суммой до 30 тыс. рублей) и 47,8% (для сумм от 30 тыс. до 100 тыс. рублей). До введения ограничений ставки по кредитам в сегменте кредитования мобильной техники достигали 80% годовых. Сейчас банки переходят в менее рискованные сегменты, где могут работать по ставкам, предписанным ЦБ (бытовая техника, мебель, одежда, услуги).
Для ритейлеров уход банков сопряжен с финансовыми потерями. Александр Воронин, директор департамента POS-кредитования Русфинанс-банка считает, что «доля продаж в кредит в сегменте мобильного ритейла достаточно высока и достигает 20%, поэтому, в случае если банки существенно снизят объем кредитования, это скажется на снижении продаж в сетях и, как следствие, падении их доходов».