Posted 17 ноября 2015,, 07:00
Published 17 ноября 2015,, 07:00
Modified 2 марта 2023,, 16:45
Updated 2 марта 2023,, 16:45
«Убедить за 180 секунд» — такая задача ставилась перед начинающими предпринимателями на одной из сессий Пермского инженерно-промышленного форума. Стартаперам нужно было так презентовать свой проект перед органами власти, инвестиционными фондами и банками, чтобы аудитория поняла всю его инвестиционную привлекательность. Далеко не у всех результаты были впечатляющими. Председатель правления Фора-Банка Сергей Балакин указал на основные недочеты, которые допускают в своей работе начинающие предприниматели.
Ошибка № 1. Не прорабатывают финансовую модель
У многих стартапов идет игра — «получи грант». Руководители проектов не ставят перед собой задачу создать бизнес, который приносит прибыль, им хочется получить безвозвратное государственное финансирование.
Игра и создание работающего бизнеса — разные вещи. Если задачей ставится разработать софт, который нравится самому создателю, и не думать при этом о заработке — это одна история. Я же смотрю на стартапы как на проекты, которые могут и должны приводить к капитализации и росту прибыли.
О вложениях, необходимых для реализации проекта, многие даже не говорили, не приводили суммы предполагаемых расходов и планируемых доходов. Это обязательное условие получения инвестиций или кредита. Поэтому важно с самого начала реализации проекта разработать финансовую модель.
Ошибка № 2. Не умеют презентовать свое детище
Важно правильно презентовать свой проект и сделать это так, чтобы инвестор или банк увидели его реальные перспективы. Инвестор ждет от проекта прибыли, банк — возврата кредита. Необходимо четко понимать самому и объяснить это другим, кто и по какой стоимости будет покупать новый продукт, как и в какие сроки проект будет реализовываться, разумеется, учитывая экономическую ситуацию.
Ошибка № 3. Не исследуют негативный опыт
Начинающие предприниматели анализируют только успешный опыт в их отрасли, а на негативные примеры совершенно не обращают внимания. Скорее всего такой проект развития не получит. Важно понять, почему у аналогичной компании не получилось, что было не так. Может, сам продукт не нужен рынку. Зачем тогда начинать? В бизнесе важно учиться на чужих ошибках.
Ошибка № 4. Команда узко квалифицированных специалистов
Судя по презентациям стартапов, во многих командах есть только узко квалифицированные специалисты. Например, предлагают сервис оценки персонала, но в команде нет психологов, HR-специалистов и так далее, а есть только IT-специалисты. Отсутствуют и финансисты, отвечающие за проработку финансовой модели проекта.
Во многом такая ситуация складывается из-за того, что начинающие бизнесмены представляют не бизнес, а просто идею. Им еще нужно многое сделать, чтобы просто мысль трансформировалась в прибыльную и развивающуюся компанию.