Posted 17 февраля 2016,, 07:00

Published 17 февраля 2016,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 16:17

Updated 2 марта 2023,, 16:17

Виктор Похмелкин: Грубые нарушители ПДД не вызывают жалости, но заслуживают справедливости

Виктор Похмелкин: Грубые нарушители ПДД не вызывают жалости, но заслуживают справедливости

17 февраля 2016, 07:00
Анастасия Вяткина
Фото: Properm.ru
Председатель Движения автомобилистов России презентовал в Перми новую книгу, которая вполне может стать настольной для многих автомобилистов. Properm.ru расспросил автора о книге, отношении к нарушителям и карающим законам, и узнал, почему дороги без камер превратились бы в вакханалию.

О книге

— Пять лет назад вышла моя книга «Энциклопедия водителя от А до Я». Она была издана в Москве, и до пермского читателя дошло очень не много экземпляров. Получилось, что перед пермяками я остался в некотором долгу. За пять лет много что изменилось и в законодательстве, и правоприменительной практике, поэтому появилась на свет новая книга «Защити себя на дороге: правовые советы водителю». Эта книга в первую очередь будет распространяться в Прикамье.

По данной проблематике написано очень много работ. И хороших, и разных. И интернет пестрит советами. Не хочу никого обижать, но на этом рынке очень много ширпотреба, примитивных работ, совсем не основанных на законодательстве, легковесных и поверхностных.

С 2002 года я возглавляю движение автомобилистов России, и за все эти годы получил тысячи обращений с вопросами о самых разных дорожных ситуациях, трактовке правил дорожного движения и судебной практике. Не раз встречал такие ситуации, где даже очень опытный юрист может сломать голову из-за противоречивого законодательства и нюансов правоприменения.

В книге много ссылок на законы, подзаконные акты и ГОСТЫ. Но сделано это специально, чтобы была опора, на что сослаться в спорной ситуации, а не просто совет. Для более нетерпеливых в конце каждого параграфа есть выжимка информации, а также практические советы, как поступать. Есть и практические советы для безопасного вождения, потому что на дороге надо быть не правым, а целым.

Я, как и подавляющее большинство людей, не люблю злостных нарушителей и хамов на дороге, лихачей, и тех, кто самоутверждается за счет других. И я далек от позиции тех авторов, которые пытаются давать любые советы, чтобы «отмазать» нарушителя. Защищать права водителей — совсем не значит потакать безобразиям отдельных индивидуумов. Люди, грубо и беспардонно нарушающие правила дорожного движения, не вызывают жалости и сочувствия. Но даже они заслуживают справедливости. Таких людей надо наказывать, но — строго по закону, с соблюдением всех необходимых формальностей. О процессуальных ошибках и огрехах в своей книге я тоже рассказываю, это допустимо и оправдано.

О пьяных водителях и неотвратимости наказания.

— Любой профессиональный юрист должен знать одну из аксиом: в борьбе с правонарушениями эффективность наказания определяется не суровостью и жестокостью, а неотвратимостью. Я бы добавил, что еще и справедливостью, пусть это и оценочное понятие. Неотвратимость — тут все четко и понятно. Чем больше вы создали условий, что каждый виновный несет предуcмотренное наказание, тем больше шансов, что новые правонарушения будут предупреждаться. А если есть суровость, но нет неотвратимости — не сработает.

Сейчас у нас взвинчивают наказания, а, между тем, по моим данным, каждый второй пойманный в пьяном виде российский водитель уходит от ответственности на месте. А многих ли ловят? Вот и не боятся. Здесь для неотвратимости наказания нужна серьезная реформа в полиции, в Госавтоинспекции, но это уже отдельная история.

Штраф за превышение скорости до 20 км/ч — 500 рублей. А до этого был 300 рублей, а еще до этого — 100 рублей. Как только начали повсеместно вводить фотовидеофиксацию, весь поток абсолютно снижает скорость, как при виде гаишника. Штраф, казалось бы, не пять и не пятьдесят тысяч, всего 500 рублей. Почему все разом не нарушают? Потому что наказание здесь — реальное, и никто не хочет ему подвергаться. При этом установите огромный штраф в десятки тысяч рублей или лишение прав за такое правонарушение, но уберите камеры с дороги — будет вакханалия.

О предупреждении правонарушений.

— Если мы хотим чтобы у нас не пили за рулем, нужно добиться, чтобы люди вообще не пили. Говорю с взрослым солидным человеком, которого наказали за пьяное вождение. «Дурак был: если бы не выпил тогда, то и за руль бы не сел», — сетует он. Человек и сожалеет, и раскаивается…

Вот у нас человека лишают прав за управление машиной в пьяном состоянии. Срок лишения прошел, сдай теорию и вот твои права обратно. Всё. Противопоставлю этому любопытный опыт в Германии. Лишили прав за пьяное вождение, через полгода его вызывают на медобследование, где берут волос (!) и через его анализ выявляют, употреблял ли вообще человек за этот период. Если видно, что алкоголь чрезмерно присутствовал в жизни этого водителя, то права обратно не возвращают. Анализ, кстати, за счет государства. При этом срок лишения прав может быть даже продлен на основании такого анализа.

На мой взгляд, некоторые правонарушения можно очень легко предупредить. Я категорический противник парковки на газонах. Не хотим, чтобы машины парковались на газонах? Давайте загородим газоны, оставив только тропинку для пешеходов. Не хотим, чтобы машины на встречную полосу выезжали? Давайте поставим отбойник, и не будут выезжать. Не хотим, чтобы по тротуару машины ездили? Давайте загородим тротуар. И так далее.

Решения простые и даже не самые дорогие. Но есть ощущения, что многие не заинтересованы в том, чтобы что-то менялось, потому что «кормятся» с этого. И законодательство в сфере ответственности и наказания: либо репрессивно, либо коррупционно, либо все сразу.

Об ответственности за содержание дорог.

— У трети всех российских ДТП в качестве сопутствующего фактора, а то и основной причины, записаны дорожные условия. У ГАИ есть подразделения, которые следят за тем, как подрядчики содержат дороги. Другое дело, что когда они начинают активно этим заниматься, их активно прессуют сильные мира сего, кому принадлежит бизнес. С дорогами и дорожниками вижу только один выход: страховые компании. Эта практика распространена на Западе. Страховщики просто взыскивают ущерб с дорожников. Здесь, в России, они бы потирали руки.

Мы неоднократно предлагали российским страховщикам разработать эту схему, помочь с составлением исковых и других документов. Но их все устраивает. Кто-то ленится, кто-то опасается реакции владельцев дорожного бизнеса.

"